Зиновий Гердт

Годы жизни: 21 сентября 1916 - 18 ноября 1996
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Актерскую карьеру Зиновий Гердт начал в театре рабочей молодежи, когда учился в техническом училище на слесаря. Известность ему принесли роли в фильмах «Фокусник»
и «Золотой теленок»
, спектаклях «Необыкновенный концерт»
и «Божественная комедия»
. Работал Гердт и как актер дубляжа: его голосом говорят волшебник Гудвин и Муми-тролль, а также персонажи многих других мультфильмов.

Электромонтажник метро и актер рабочего театра

Зиновий Гердт (справа) в детстве с братом Борисом. 1926. Себеж, Псковская область. Фотография: biografii.net
Зиновий Гердт. Фотография: biographe.ru
Зиновий Гердт. Фотография: fishki.net
Зиновий Гердт родился в городе Себеж Витебской губернии (сейчас — Псковская область). Его имя по паспорту — Залман Храпинович, а в семье будущего актера звали Зяма. Псевдоним «Зиновий Гердт» актёр взял позже — в 1939 году.
Отец Гердта Афроим Храпинович до революции
работал приказчиком и коммивояжером, после — служил в райпотребсоюзе. Позднее актер вспоминал: «Мой отец был человеком небогатым, но очень честным и уважаемым в Себеже, в синагогу по субботам ходил, да и вообще придерживался традиций». Мать артиста Рахиль Секун была домохозяйкой. В семье Храпиновичей, кроме Зиновия, было еще трое детей.
В Себеже Гердт пошел в школу. С первых классов он писал и публиковал в местных газетах стихи на русском языке и идише. Занимался и художественной самодеятельностью — выступал на литературных вечерах, играл в школьных спектаклях. В аттестате ему написали «имеет склонность к драматической игре». Однако в детстве будущий актер мечтал стать лодочником: «В Себеже — озера, волны, в лодке дети сидят, и тебя переполняет чувство долга, ответственности. И отвага, и романтика, и должность очень человеческая. Мне казалось, вот это и есть самое настоящее, жизненное».
В 1932 году Зиновий Гердт с семьей переехал в Москву, где поступил в фабрично-заводское училище на слесаря. Там он познакомился с писателем Исаем Кузнецовым, который позднее писал: «Зяма был не только моим первым, но и самым близким другом». Они дружили всю жизнь.
После окончания училища Гердт работал на «Метрострое» — монтировал электроподстанции, а в свободное время играл в московском театре рабочей молодежи (ТРАМ) при заводском клубе. В ТРАМе он познакомился с режиссером Михаилом Швейцером
, писателями Борисом Слуцким, Михаилом Львовским, Александром Галичем
, Давидом Самойловым
. Посещал Гердт и литературные вечера. Актер старался говорить грамотно, на досуге читал словари
. Он писал: «Мое хобби — русский язык
, родная речь. Моя библиотека в основном состоит из стихов и русских словарей. Словари — мое любимейшее чтение. Это замечательное занятие. Хватило мне на целую жизнь»
. Гердт нередко исправлял чужие ошибки.
«Я помню, как мы сидели у нас в большой комнате, пировали… Болтали, шутили, смеялись, читали стихи… Я думаю: все что-то читают, и я что-нибудь прочту… Прочел и сказал: «Александр Блок
». Что тут сделалось с Зямой!.. Сначала он затрепетал, как будто его родного дедушку или бабушку обозвали матерным словом, а потом разразился криком: «Как Блок?! Это Пастернак
!..» <…> Начал на свою дурную голову с ним спорить: «Нет, это Блок!..» <…> Зяма уже завелся всерьез: «Ноги моей больше не будет в этом доме!.. Пусть здесь путают Блока с Пастернаком!..»
Режиссер Михаил Швейцер (по книге Зиновия Гердта «Рыцарь совести»)
В конце 1930-х театр рабочей молодежи преобразовали в студию Валентина Плучека
и Алексея Арбузова — «Арбузовскую студию». Именно тогда появился псевдоним Зиновий Гердт. Коллеги решили, что настоящее имя Гердта звучит «несерьезно и неблагозвучно», и артисту предложили придумать новое. В качестве псевдонима он взял фамилию популярной тогда балерины Елизаветы Герд. Букву «т» в фамилию танцовщицы предложил добавить Арбузов: режиссер считал, что так она будет звучать солиднее. Гердт согласился. Вскоре он сменил имя и в паспорте.
Гердт сыграл в постановке «Город на заре». Над ней совместно работал почти весь коллектив театра. Плучек вспоминал: «Три года во все свободное время, без отдыха, почти без сна мы как одержимые занимались в студии без зарплаты <…> И, как будто не зная усталости, мы все сообща писали — или, точнее, импровизировали, репетируя и играя эпизод за эпизодом <…> то, что потом стало пьесой «Город на заре». Премьера спектакля состоялась 3 февраля 1941 года и прошла с успехом. После нее «Арбузовской студии» дали статус государственного театра и выделили помещение.
Гердт увлекался танцами и джазовой музыкой
. У актера была постоянная партнерша, с которой он выступал перед вечерним показом фильмов в московском кинотеатре «Ударник»
. Гердт вспоминал: «Под патефон мы могли танцевать до утра. Обожали западные танцы <…> Я брал призы, считался одним из лучших танцоров».

«Всегда играл свой спектакль на высшем уровне»: роли в театре кукол

Зиновий Гердт (второй слева) за кулисами спектакля Сергея Образцова и Семена Самодура «Необыкновенный концерт». 1971. Москва. Фотография: Евгений Умнов / Мультимедиа арт музей, Москва
Зиновий Гердт и его персонаж — конферансье Аркадий Апломбов из спектакля Сергея Образцова и Семена Самодура «Необыкновенный концерт». 1971. Москва. Фотография: Евгений Умнов / Мультимедиа арт музей, Москва
Зиновий Гердт (справа) и режиссер Сергей Образцов. Музей театральных кукол Театра Образцова, Москва
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война
. Зиновий Гердт записался в армию добровольцем. Исай Кузнецов писал: «Всего четыре месяца прошло со дня премьеры «Города на заре». <…> Мы с Зямой не сомневались — в такие дни надо не репетировать, а воевать». Актера направили на курсы саперов в в Московское военно-инженерное училище. Гердт закончил обучение в декабре 1941 года и вскоре отправился на фронт. Он воевал на Калининском, Воронежском фронтах.
В феврале 1943 года в боях под Харьковом Гердт получил тяжелое ранение — в его ногу попал осколок танкового снаряда. За четыре года артист перенес одиннадцать операций. Гердт вспоминал: «Выпускали несколько раз, на костылях, а потом я возвращался». После операций одна нога у актера была короче другой на восемь сантиметров. Из-за этого он хромал до конца жизни.
В 1945 году Гердт присоединился к труппе Центрального театра кукол (ГЦТК)
. На просмотр к его руководителю Сергею Образцову
актер пришел на костылях. В книге воспоминаний «Рыцарь совести» Гердт так описывал прослушивание: «Я пришел к Сергею Владимировичу, состоялся просмотр, я долго, очень долго читал стихи, не понимая зачем, а меня все просили: читай, читай…». Его взяли в труппу, несмотря на проблемы со здоровьем — театру нужны были опытные актёры с хорошей дикцией.
Первым спектаклем Гердта в ГЦТК стал «Маугли». Актеру дали роль рассказчика — он должен был читать текст из-за кулис. А первую роль с куклой он исполнил в 1946 году в постановке «Необыкновенный концерт», где сыграл конферансье Эдуарда Апломбова. Спектакль стал очень популярен. Племянник Гердта Эдуард Скворцов вспоминал: «Необыкновенный концерт» <…> пришлось играть более пятисот раз. Так вот, Зяма превратил рутину в пятьсот вариаций Гердта на собственную тему, как классный джазмен, не повторяясь ни разу».
Позднее спектакль показали и за границей. Труппа театра побывала в Китае, Египте, Швеции. Гердт рассказывал: «В зарубежных гастрольных поездках роль Конферансье я всегда играю на языке народа той страны, в которой мы выступаем». Переводить текст на иностранный язык ему помогал профессиональный переводчик, который ездил вместе с труппой на гастроли. Вместе с ним актер изучал местную прессу, а затем добавлял шутки из нее в сценарий.
Во многих спектаклях ГЦТК Гердт играл сразу нескольких персонажей: как мужских, так и женских. Артист легко менял тембр голоса, интонацию.
«Игра в кукольном театре требовала от него, пожалуй, больше усилий, чем от обычного актера. Ведь нужно было постоянно двигать на поднятых руках довольно тяжелую куклу и одновременно говорить за нее. Гердт, виртуозный мастер перевоплощения, блестяще воспроизводил оттенки голоса разных персонажей — многие зрители не верили, что за них разговаривает один и тот же артист. Помогло ему и умение танцевать: отбивая про себя ритм, он заставлял куклу выполнять сложные па, которые не мог больше делать сам…»
Литературовед Матвей Гейзер, книга «Зиновий Гердт» из серии «Жизнь замечательных людей»
В Центральном театре кукол Зиновий Гердт проработал почти сорок лет. Актер ГЦТК Роберт Ляпидевский вспоминал: «Что бы ни случилось — какая-то неприятность, какая-то неполадка, что-то не так с куклой, дурное настроение, простуда, температура, вино или грузинская чача — неважно что, — Гердт всегда играл свой спектакль на высшем уровне. Таких актеров — единицы».
Гердт покинул Центральный театр кукол в 1982 году. Он писал: «…Как ни интересно мне было работать в кукольном театре, я всегда мечтал о драматической сцене». Валерий Фокин пригласил его в Театр им. Ермоловой
.

«Это не просто актер, а нечто взятое прямо из жизни»: фильмы Зиновия Гердта

Зиновий Гердт (в центре) в роли министра финансов в художественном фильме Надежды Кошеверовой «Тень», 1971
Зиновий Гердт. Фотография: kino-teatr.ru
Зиновий Гердт (справа) в роли Михаила Паниковского в художественном фильме Михаила Швейцера «Золотой теленок», 1968
С 1962 года Зиновий Гердт вел на телевидении передачу «Кинопанорама», где рассказывал о советских и иностранных фильмах, брал интервью у режиссеров и актеров. В кино он начал сниматься в конце 1950-х годов. Как правило, это были эпизодические роли. Кроме этого Гердт озвучивал киноленты. «Муми-тролли», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения капитана Врунгеля» — его голос можно услышать в нескольких десятках фильмов и мультипликационных картин. Актер Константин Райкин
писал: «Если в фильме звучал голос Гердта — фильм не мог быть пустым».
В 1967 году Петр Тодоровский пригласил Гердта сняться в картине «Фокусник». Он должен был сыграть артиста-сатирика. Однако вскоре Тодоровский
решил отдать актеру главную роль. Режиссер вспоминал: «Зиновий хвалил сценарий, восторгаясь замечательно выписанной ролью главного героя, завидовал актеру, которому будет предложена роль фокусника. <…> Я слушал Зиновия и вдруг подумал: так вот же он, фокусник!».
Через год Гердт сыграл жулика Михаила Паниковского в экранизации романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок». Режиссер картины Михаил Швейцер вспоминал: «Как только Зяма вышел на съемочную, сел, вздохнул, начал кряхтеть, мне стало ясно, что это не просто актер, который подходит на роль Паниковского, а нечто взятое прямо из жизни». Эта роль прославила актера. Гердта стали узнавать на улицах. Через год он получил звание Народного артиста РСФСР.
В фильме «Тень» по пьесе-сказке Евгения Шварца
артист исполнил одну из немногих отрицательных ролей в своей карьере — министра финансов.

Личная жизнь

Зиновий Гердт с третьей женой Татьяной Правдиной. Фотография: kulturologia.ru
Зиновий Гердт. Фотография: mishpoha.org
Зиновий Гердт (в центре) с третьей женой Татьяной Правдиной. Фотография: kulturologia.ru
Зиновий Гердт был женат трижды. Со своей первой женой, актрисой Марией Новиковой, артист познакомился в «Арбузовской студии». Гердт и Новикова поженились в начале 1941 года. Вскоре актер ушел на войну. Оттуда он писал жене: «Я очень хочу жить. Для того, чтобы видеть тебя». К письмам Гердт прикладывал стихи, которые посвящал Новиковой:
«Я приказываю гневно,
Чтоб писала ежедневно,
Ежедневно, ежечасно.
Ведь неведенье ужасно.
Если ты замедлишь вестью —
Я убью тебя на месте»
В 1945 году у Новиковой и Гердта родился сын Всеволод, но вскоре после рождения ребенка они расстались.
Второй женой Гердта стала скульптор Екатерина Семерджиева — вместе они прожили восемь лет.
В 1958 году во время гастролей с театром кукол в Египте, Сирии и Ливане Зиновий Гердт познакомился со своей третьей супругой — филологом Татьяной Правдиной. Она переводила «Необыкновенный концерт» на арабский язык. Через два года Правдина и Гердт поженились. Вместе они прожили больше тридцати лет. Позже Правдина вспоминала: «Мы были счастливой семьей — семьей единомышленников, то есть не только любили друг друга как мужчина и женщина, но и дружили».
Гердт и Правдина часто устраивали праздники, на которые приходили их друзья — актеры, режиссеры и писатели.
«У Зямы и Тани был открытый дом. В новогодние праздники
десятки людей чередовались за накрытыми столами, и среди них были не только знакомые. Однажды около трех часов ночи один из гостей обратился к Тане:
— Простите, а вы кто будете?
— Я вообще-то хозяйка, — ответила Таня. — А вы кто?»
Режиссер Эльдар Рязанов (из книги Зиновия Гердта «Рыцарь совести»)

Зиновий Гердт — телеведущий

Зиновий Гердт. Фотография: topwar.ru
Зиновий Гердт. Фотография: Александр Лыскин / sputniknews.ru
Зиновий Гердт (справа) в роли Джекоба в спектакле «Бронкс. Нью-Йорк». 1989. Театр имени М.Н. Ермоловой, Москва. Фотография: Алексей Бойцов / sputniknews.ru
В 1982 году Зиновий Гердт перешел на работу в Театр имени Марии Ермоловой. Там он сыграл костюмера в одноименном спектакле
Евгения Арье. Режиссер и актер Михаил Козаков
в книге «Рисунки на песке» назвал эту роль Гердта вершиной его театрального творчества: «Гердт в дуэте с Всеволодом Якутом прогремел на всю Москву. Слава Богу, что эта работа Гердта зафиксирована на пленке в телевизионной версии».
В эти годы Гердт продолжил сниматься в кино. Он сыграл в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово»
, «Мэри Поппинс, до свидания!»
, «Интердевочка»
и других. На телевидении в 1980-х актер вел передачи «Ваш выход» о закулисной жизни советских театров и «Киноафиша», где делал обзоры на новые фильмы.
В 1990-е Гердт появлялся в программах «Поле чудес», «Час пик» с Владиславом Листьевым, снимался в рекламе. С 1995 года актер был ведущим передачи «Чай-клуб» на канале «ТВ-6». Ее снимали на даче артиста. Туда приходили актеры, режиссеры и поэты, с которыми Гердт беседовал об их творчестве.
«Я обожаю слушать истории разных людей. Телекомпания «ТВ-6» дала мне право самому выбирать собеседников в своей программе «Чай-клуб». И я провожу некую предварительную работу. Если я лично не знаю человека, а только его имя, то навожу справки у знакомых. Моим гостем должен быть непременно человек, не замеченный в непорядочности. Принцип такой: пьют чай у Гердта люди, в порядочности которых он уверен»
Зиновий Гердт о передаче «Чай-клуб» (из книги «Рыцарь совести»)
В последние годы жизни Зиновию Гердту было трудно работать. Артист передвигался на инвалидной коляске, однако продолжил работу на телевидении. Устраивал он и творческие вечера. Режиссер Петр Тодоровский вспоминал: «На последнем творческом вечере его на сцену выносили на руках. Но он собрался с силами, встал, шагнул к рампе и прочитал стихотворение Давида Самойлова. Так же, на руках, его поднимали на третий этаж дома, где проходили съемки передачи «Чай-клуб».
18 ноября 1996 года Зиновий Гердт умер. Похоронили актера на Кунцевском кладбище в Москве.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна