Кирилл (Карл) Лемох

Годы жизни: 19 июня 1841 - 09 марта 1910
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник, Педагог
Содержание
Художник Карл Лемох входил в Товарищество передвижников. На своих полотнах он изображал сцены из крестьянской жизни. На даче в подмосковном селе Ховрино художник оборудовал мастерскую, куда приходили позировать для картин крестьяне из соседних деревень. Кроме живописи Лемох занимался преподаванием — учил рисованию детей из царской семьи.

Медали Академии художеств

Кирилл (Карл) Лемох. Монахиня. XIX век. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Кирилл (Карл) Лемох. Выздоравливающая. 1889. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Кирилл (Карл) Лемох. Девочка, пишущая письмо. 1871. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область
Карл Лемох родился в 1841 году в Москве. Его отец Викентий Лемох происходил из обрусевших немцев, он служил учителем музыки. Карл Лемох получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил в 1851 году. Окончив училище в 1858-м, Лемох продолжил учебу в Императорской Академии художеств
в Петербурге, где его приняли в класс исторической живописи. За этюды и рисунки он не раз получал награды Академии — малые и большие серебряные медали. А за картину на библейский сюжет «Моисей источает воду из камня» художнику присудили Малую золотую медаль.
В 1863 году 14 лучших выпускников Академии отказались участвовать в конкурсе на главную награду учебного заведения — Большую золотую медаль. Студенты не хотели писать картины на академические и исторические темы, протестовали против правил академии и выступали за свободу творчества. В числе бунтовщиков был и Карл Лемох. Он покинул учебное заведение вместе с Иваном Крамским
, Константином Маковским
и другими студентами.
Крамской после «бунта четырнадцати»
организовал в Петербурге первое в истории русского искусства творческое объединение — Артель художников. В нее вступил в том числе и Лемох. Участники артели вместе снимали жилье и мастерские, брали заказы и давали частные уроки, проводили выставки и читали лекции об искусстве. Карл Лемох, как и остальные, писал картины и преподавал в состоятельных семьях. На лето художник уезжал на дачу в село Ховрино недалеко от Москвы, где оборудовал собственную мастерскую.

Художник-передвижник

Кирилл (Карл) Лемох. Автопортрет (фрагмент). 1880-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кирилл (Карл) Лемох. Великий князь Михаил Александрович за рисованием. 1892. Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», Гатчина, Ленинградская область
Кирилл (Карл) Лемох. Крестьянские дети (фрагмент). 1883. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
В 1870 году Лемох стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники на своих полотнах стремились передать жизнь без прикрас. Они писали портреты крестьян в окружении их повседневного быта, пейзажи, жанровые картины, которые обличали пороки общества. Свои произведения художники показывали и продавали на передвижных выставках в разных городах страны.
В 1875 году Кирилл Лемох получил звание академика Императорской Академии художеств. На несколько лет его исключили из Товарищества передвижников, так как он нарушил правило: ежегодно участник объединения должен был представить на выставку картину, чего Лемох не сделал. Он вновь вернулся к передвижникам только три года спустя, в 1878-м. Тогда же художник вошел в состав правления и получил должность казначея.
Карла Лемоха пригласили преподавать живопись и рисование при дворе императора. Живописец Яков Минченков, лично знавший Лемоха, вспоминал, что того позвали в учителя в том числе благодаря его «аккуратности и деликатности», при этом сыграло роль и немецкое происхождение. Лемох учил детей Александра III
: Георгия, Михаила, Ксению, Ольгу и Николая
 — будущего императора России. Яков Минченков писал об учительстве Лемоха в царской семье
:
При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал еще Александра II
, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II, и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху «вы».
Яков Минченков. «Лемох Кирилл Викентьевич»
Александр III и его супруга Мария Федоровна
благосклонно относились к преподавателю и даже советовались с ним, когда покупали произведения искусства для своего собрания. Полотна художника приобретали представители императорской фамилии и близкие ко двору покупатели.

Сцены из крестьянской жизни

Кирилл (Карл) Лемох. Родительская радость (фрагмент). Вторая половина XIX — начало XX века. Калужский музей изобразительных искусств, Калуга
Кирилл (Карл) Лемох. Новое знакомство. 1885. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
Кирилл (Карл) Лемох. Варька. 1893. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
В ховринской мастерской Лемох писал картины на темы крестьянской жизни. Художник изображал небогатый быт селян правдиво, но при этом сглаживал некоторые детали, которые могли показаться неэстетичными. Натурщиками становились местные жители: они приходили к художнику, позировали и делились с ним своими проблемами.
Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды.
Яков Минченков. «Лемох Кирилл Викентьевич»
Художник часто изображал детей, они становились главными героями на многих картинах бытового жанра. Лемох передавал на полотнах радости и печали детства, улыбки и горе. Художник писал холсты небольшого размера, но при этом они рассказывали зрителю целую историю. На полотне «У постели умирающей крестьянки» живописец изобразил фигурки девочек, которые в предчувствии скорой беды смотрят на больную мать, лежащую в темном углу кровати. На картине «Родительская радость» отец держит на руках младенца в светлой рубашке, а рядом склонилась к колыбели женщина с улыбкой на лице. На холсте под названием «Новое знакомство» изображена повитуха, которая приоткрывает завесу колыбели, чтобы показать собравшимся детям новорожденного члена семьи, а утомленная родами мать лежит на кровати.
Картину «Варька» впервые художник показал на одной из выставок передвижников. Возможно, на ней изображена дочь художника Варвара. Девочка одета в простое деревенское платье, она держит в руках самодельную куклу. Художник точно передал детали образа: платок на голове, бусы на шее, босые ноги — в деревнях летом дети ходили без обуви.
Лемоху назначили пожизненную пенсию как учителю императорских детей. Художник помогал деньгами крестьянам и занимался благотворительностью. Единственный внук живописца умер в раннем детстве, в память о нем художник пожертвовал крупную сумму на строительство церковно-приходской школы в Ховрино.
С 1901 года и почти до конца жизни мастер служил хранителем художественного отдела Русского музея имени императора Александра III (сейчас Русский музей
). Кирилл Лемох умер в 1910 году в Санкт-Петербурге.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна