Георгий Юматов

Годы жизни: 11 марта 1926 - 04 октября 1997
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
В свой первый фильм Георгий Юматов попал по приглашению режиссера Григория Александрова, с которым встретился в кафе. Известен артист стал как исполнитель «положительных героев» — комсомольцев, солдат, моряков — в картинах «Молодая гвардия»
, «Офицеры», «Они были первыми». Почти в каждом своем фильме Юматов самостоятельно исполнял трюки — он отлично водил машину, умел стрелять и скакать верхом.

Юнга, сигнальщик, герой войны

Георгий Юматов — матрос торпедного катера «Отважный». 1943. Фотография: topwar.ru
Георгий Юматов (второй справа) в Московской Военно-морской школе. Фотография: skmuseum.ru
Георгий Юматов в молодости. 1957. Фотография: auction.ru
Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. Его отец Александр Юматов работал фармацевтом, а затем экономистом в Главхимфармпроме, а мать Татьяна Шалимова — кассиром. У будущего актера были старшие брат и сестра.
С детства Юматов мечтал стать моряком. В школе он учился плохо, много хулиганил и дрался с одноклассниками. В свободное от учебы время Юматов ходил в спортивные секции. Он занимался легкой атлетикой, боксом и гимнастикой.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны
Юматов поступил в Военно-морскую школу. Там он учился на юнгу. А в 1943 году узнал, что его брата Константина тяжело ранили в бою, и после этого будущий актер записался добровольцем в армию. Он служил сигнальщиком на торпедном катере «Отважный» Черноморского флота. Позднее Георгий Юматов вспоминал: «Я пошел в сигнальщики не случайно, мне казалось, что их работа на корабле — одна из самых важных. Сигнальщик — глаза и уши командира, и даже когда от пуль и снарядов не было спасения, стоя на мостике, ты должен видеть все на море и на суше».
Юматов участвовал в битвах за Будапешт, Бухарест и Вену. Несколько раз он был серьезно ранен. А однажды жизнь ему спасла собака, которую он подобрал и взял с собой на корабль. Во время обстрела животное испугалось и прыгнуло за борт. Пока Юматов ее спасал, в корабль попала бомба и почти весь экипаж погиб. Некоторых моряков смог вытащить будущий актер.
За участие в боях Юматов получил орден Отечественной войны I и II степеней, медали Ушакова, «За победу над Германией», «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены». Ему даже хотели присвоить звание Героя Советского Союза. Однако награждение отменили. Незадолго до того, как вышел приказ, Юматов подрался с одним из офицеров.
Актер Кирилл Столяров позднее рассказывал: «Он был очень скромным человеком. Дважды я делал программы на ТВ с участием Георгия и каждый раз просил его надеть боевые награды, в том числе знаменитую матросскую медаль Ушакова. Оба раза Юматов говорил, что забыл надеть награду. Он не любил говорить о войне».

Первые фильмы Георгия Юматова

Георгий Юматов в молодости. 1957. Фотография: auction.ru
Слева направо: Георгий Юматов в роли Анатолия Попова, Григорий Горин в роли Виктора Петрова и Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой в художественном фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948)
Георгий Юматов в роли ассистента гримера в художественном фильме Григория Александрова «Весна» (1947)
Летом 1945 года Георгий Юматов вернулся в Москву с фронта. Сначала он планировал и дальше служить в армии, однако вскоре узнал, что участников Великой Отечественной войны без вступительных экзаменов берут в любые вузы. Тогда он поступил на актерское отделение киношколы при киностудии «Мосфильм»
, где студенты занимались всего два года.
В киношколе Юматов учился выполнять сложные каскадерские трюки. Дополнительно будущий артист занимался конным спортом.
В 1946 году Георгий Юматов пришел в одно из московских кафе в военной форме. Там его заметил режиссер Григорий Александров, который в тот же день предложил начинающему актеру роль в своем новом фильме. Юматов вспоминал: «Позвали меня к столику. Первый раз увидел [Любовь] Орлову
. Посидели. Они поинтересовались, как жив, как здоров, как воевал. Потом Александров сказал: «Знаешь, я сейчас снимаю кино — «Весну»
. Приходи на «Мосфильм»
.
В «Весне» Юматов сыграл в эпизоде — исполнил роль ассистента гримера. Его имя даже не указали в титрах. Однако вскоре Александров привел Юматова на прослушивание к Сергею Герасимову
, который в то время преподавал во ВГИКе
. Но режиссер не взял начинающего актера на свой курс. Он решил, что Юматов «самородок», которого «нечему учить». По рекомендации Герасимова Георгия Юматова приняли в Театр-студию киноактера
, где он дебютировал в спектакле «Дети Ванюшина». А в 1947 году режиссер дал артисту одну из главных ролей в своей картине «Молодая гвардия»
об участниках одноименной подпольной организации. В фильме дебютировали многие студенты ВГИКа — Вячеслав Тихонов
, Нонна Мордюкова
, Инна Макарова
, Сергей Гурзо.
На съемках «Молодой гвардии» Юматов лично исполнил несколько трюков. В одном из эпизодов, который снимали поздней осенью, он переплыл реку. О работе актера над фильмом писал режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Он был настоящий профессионал. <…> Он снимался у Герасимова. Так началась его биография. А сняться у Герасимова или закончить ВГИК — какая разница… Герасимов на живом материале его учил, как это делать. Я считаю, что он закончил ВГИК с отличием».

«Старался и в жизни быть достойным своих персонажей»

Георгий Юматов в роли Степана Барабаша в художественном фильме Юрия Егорова «Они были первыми» (1956)
Георгий Юматов (слева) в роли Саши Задорова в художественном фильме Алексея Маслюкова и Мечиславы Маевской «Педагогическая поэма» (1955)
Георгий Юматов в роли Степана Огурцова и Ирина Зарубина в роли тети Степана в художественном фильме Леонида Лукова «Разные судьбы» (1956)
После премьеры «Молодой гвардии» Георгия Юматова часто приглашали в кино. Однако главных ролей ему не давали. Актер снимался в фильмах о войне, играл рядовых, моряков. Среди его работ этих лет — матрос Виктор Ермолаев в картинах «Адмирал Ушаков»
и «Корабли штурмуют бастионы»
, беспризорник Саша Задоров в «Педагогической поэме».
В 1954 году, на съемках ленты «Герои Шипки» о Русско-турецкой войне, Юматов едва не погиб. В одном из эпизодов его герой лежал на земле, а рядом с ним взрывалась мина. Пиротехники закопали снаряд, но забыли, где именно. Актер лег на самое опасное место. Спасло его только то, что боеприпас оказался неисправным.
Известность пришла к Юматову в 1956 году. Тогда вышли сразу два фильма, в которых актер получил главные роли. В картине «Они были первыми» Юрия Егорова о Гражданской войне он сыграл рабочего и комсомольца Степана Барабаша.
В образе Степана я вижу прямо снятую на кальку мою тогдашнюю небольшую биографию. В фильме я вернулся просто на десять лет назад, когда единственной мечтой было — на фронт. <…> Риск, опасность, романтика, бесшабашность. Вот и Степан у меня такой — импульсивный, он не привык долго взвешивать «за» и «против». Я пришел в кинематограф ощупью. Сначала массовки, небольшие роли, а потом Степан Барабаш… …Героическую романтику, юношеский максимализм я взял с собой в дорогу… Отдать всего себя во имя Родины, во имя революции — все это мне помог понять именно Барабаш.
Георгий Юматов. Из интервью журналу «Советский экран», 1978 год
В ленте «Разные судьбы» Леонида Лукова Юматов сыграл выпускника ленинградской школы Степана Огурцова. Фильм был одним из самых популярных в 1956 году. В прокате его посмотрело более 30 миллионов зрителей.
Почти всегда Юматов играл «положительных героев». Во многих картинах он сам исполнял сложные трюки. Например, в ленте 1955 года «Крушение эмирата» актер дрался верхом на лошади, без дублера снимался в эпизодах с пиротехникой. Автор книги «Улыбнитесь, каскадеры!» Александр Савельев писал: «Юматов… всю трюковую работу выполнял сам. <…>Дублеров у него никогда не было. Георгий Александрович мастерски водил машины, приходилось даже — троллейбусы, прекрасно ездил верхом, стрелял с двух рук, имел отменную реакцию, был хорошо координирован, неплохо владел приемами бокса и самбо. Проще говоря, старался и в жизни быть достойным своих персонажей».
Георгий Юматов в роли Сергея Бирюкова и Ирина Короткова в роли Зины в художественном фильме Геннадия Полоки «Один из нас» (1970)
Георгий Юматов (справа) в роли Алексея Трофимова в художественном фильме Владимира Рогового «Офицеры» (1971)
Георгий Юматов в роли Веньки Малышева в художественном фильме Владимира Скуйбина «Жестокость» (1960)
В конце 1950-х Юматов снялся в фильмах «Юность наших отцов» и «Баллада о солдате»
. В 1959 году артист сыграл заместителя начальника угрозыска Малышева в криминальной драме «Жестокость». Позднее именно эту роль он называл своей любимой.
Вскоре Юматов решил сменить амплуа и играть не только положительных героев. В «Советском экране» писали: «Когда Юматов почувствовал, что роли, достойной соперничать с «Жестокостью», ему не предлагают, а все другие только «в этом плане», и, что, играя их, он «примелькается» и не только не откроет для себя ничего нового, но и потеряет найденное «старое», он решил играть характерные роли». В 1960-х артист исполнил роль Графа в драме Леонида Лукова «Две жизни» и шофера Николая Хромова в «Порожнем рейсе» Владимира Венгерова. Теперь он иногда играл и отрицательных персонажей — воров, мошенников и бандитов.
В 1970 году Юматов должен был сняться в ленте «Белое солнце пустыни»
Владимира Мотыля. Актера уже утвердили на роль красноармейца Федора Сухова. Однако накануне первого съемочного дня Юматов подрался. На лице артиста было так много синяков, что гримеры не смогли их замаскировать. Тогда Владимир Мотыль утвердил на роль Сухова другого актера — Анатолия Кузнецова
.
В том же году Георгий Юматов сыграл разведчика Сергея Бирюкова в ленте Геннадия Полоки
«Один из нас». Изначально эту роль должен был сыграть Владимир Высоцкий
. Однако один из консультантов съемок — сотрудник КГБ — не одобрил его кандидатуру. Тогда Высоцкий предложил взять вместо него Юматова. Журналист Наталья Тендора писала об этой работе артиста: «Юматов мастерски демонстрирует свою богатую актерскую палитру. Он — то небрежен, то собран, то явно переигрывает «славянскую душу» и русский характер, то предельно искренен. <…> Юматов играет с удовольствием, даже озорством, и в этом подходе заложен успех роли».
Через год Юматов сыграл одну из своих самых известных ролей — офицера Алексея Трофимова в картине Владимира Рогового «Офицеры». Идею этого фильма предложил министр обороны СССР Андрей Гречко. Он же придумал крылатую фразу, которая звучит в ленте: «Есть такая профессия — Родину защищать».
О своем герое Георгий Юматов позднее писал: «Этот образ для меня собирательный. Своего Трофимова я хотел наделить всем лучшим, что встречал в русских людях, с которыми довелось дойти по дорогам войны до Вены. Мне хотелось показать человека умного, волевого, доброго и бесконечно любящего. Для меня Алексей Трофимов — «мой генерал», и я бы пошел за ним куда угодно». Другую главную роль — офицера Ивана Вараввы — в фильме исполнил Василий Лановой
.
В прокат фильм вышел в июле 1971 года. Его посмотрело более 50 миллионов зрителей, а на Кинофестивале трудящихся в Чехословакии картину наградили специальным призом.

Личная жизнь: «Никто меня так не любит, как ты»

Актриса Муза Крепкогорская — жена Георгия Юматова. Фотография: smartfacts.ru
Георгий Юматов в роли Алексея Кравчука и Муза Крепкогорская в роли Тони в художественном фильме Якова Базеляна «Пути и судьбы» (1955)
Георгий Юматов. Фотография: film.ru
На съемках картины «Молодая гвардия» в 1947 году Георгий Юматов познакомился с актрисой Музой Крепкогорской, которая на тот момент училась во ВГИКе. Через несколько месяцев артисты поженились.
В браке Крепкогорская и Юматов прожили почти 50 лет. Вместе актеры играли в картинах «Офицеры», «Академик из Аскании», «Не забудь… станция Луговая»
. Часто роли Крепкогорской режиссеры давали по просьбе Юматова, который хотел сниматься вместе с женой.
Сценарист Виктор Мережко писал о браке артистов: «Два одиночества и два счастливых человека. Они ссорились, ругались. Жора хлопал дверью, уходил, но никогда навсегда. У Музы случился роман, и она ушла. <…> Она… вернулась, сказав: «Жора. Я вернулась, потому что никто меня так не любит, как ты». И он немедленно простил все и забыл это». Так заканчивалась любая размолвка между супругами, даже долгая разлука».
Георгий Юматов увлекался охотой и рыбалкой, часто ходил в походы. Другим хобби актера были автомобили. Режиссер Геннадий Полока вспоминал: «Юматов обожал машины — мог целыми днями валяться под днищем и чего-то ремонтировать — и гонял на них как сумасшедший».

«Сыграю не одну хорошую роль»

Георгий Юматов (справа) в роли Алексея Садчикова в художественном фильме Бориса Григорьева «Петровка, 38» (1980)
Георгий Юматов. Фотография: filmdoc.ru
Георгий Юматов в роли Саввы Ильича в художественном фильме Владимира Плотникова «Заряженные смертью» (1991)
После премьеры «Офицеров» Георгий Юматов сказал в интервью «Советскому экрану»: «Вот увидите, я еще сыграю не одну хорошую роль. Хорошо бы что-нибудь комедийное! Сил у меня и желания работать много…» В 1970-х актер снялся еще в 14 фильмах. Однако новую главную роль он исполнил только в 1979 году в детективе Бориса Григорьева «Петровка, 38». Юматов сыграл полковника милиции Алексея Садчикова. Журналист Наталья Тендора писала: «Добавив собственного обаяния, Юматов сделал Садчикова более привлекательным, чем задумывалось… <…> Очень человечной и забавной стала и такая точно найденная актерская красочка — заикание. Даже хорошо знавшие актера коллеги всерьез стали подумывать о том, что Юматов и впрямь обзавелся навязчивым недугом». Фильм посмотрело в прокате более 50 миллионов зрителей. Уже через год вышло его продолжение «Огарева, 6». В этой картине Юматов вновь сыграл Садчикова. Вскоре после премьеры картины актеру присвоили звание народного артиста РСФСР.
В 1980-х Юматов исполнил роль эмигранта Айвен Белью в многосерийном фильме «ТАСС уполномочен заявить». На съемках этой картины артист вновь сам выполнил сложный трюк. По сюжету его героя убили выстрелом из винтовки. Чтобы снять такую сцену, к одежде артиста прикрепили металлические шайбы с порохом внутри. Юматов в нужный момент активировал устройство. Шайбы взорвались. Однако из-за ошибки пиротехников их пришили не той стороной. Поэтому во время съемок артист сильно обжегся, но не сообщил об этом каскадерам. Эпизод со смертью Белью сняли с одного дубля.
В конце 1980-х Георгию Юматову перестали давать главные роли. Он играл в эпизодах в картинах «Внимание! Всем постам!», «Нечистая сила», «Покушение на ГОЭЛРО».
В 1990-х Юматов снимался еще реже. В период с 1990 по 1993 год он сыграл всего в четырех фильмах. Артист Вадим Андреев, с которым Юматов вместе снимался в ленте «Заряженные смертью», вспоминал: «Это был уже совсем другой человек… Этакий милый беззащитный старичок. <…> Георгия Александровича уже узнавали с трудом. Он ходил всюду со своей авосечкой, а у меня сердце щемило. Я любил этого великого актера еще с детства, и мне было так обидно, что его почти не узнают. Кумир мой и всей страны считал копеечки в своем кошелечке!»
6 марта 1994 года Георгий Юматов застрелил дворника, вместе с которым хоронил свою собаку. Актера должны были осудить на срок до 10 лет. Однако его адвокат доказал, что Юматов оборонялся. Сначала артиста выпустили под подписку о невыезде, а затем амнистировали как фронтовика.
После этого Юматову почти перестали давать роли даже в эпизодах. А от некоторых предложений актер отказывался сам из-за плохого здоровья. Незадолго до смерти ему сделали операцию. 4 октября 1997 года Георгий Юматов умер. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна