Любовь Орлова

Годы жизни: 11 февраля 1902 - 26 января 1975
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра, Исполнитель
Содержание
Любовь Орлова с детства занималась музыкой, потом училась хореографии и пению, брала уроки актерского мастерства. В фильмах она сама пела, танцевала и выполняла акробатические трюки. В кино и на сцене актриса сыграла всего несколько десятков ролей, но была очень популярна у советских зрителей — девушки Советского Союза даже одевались и причесывались под Орлову.

Актриса, которая умеет делать все

Любовь Орлова родилась в дворянской семье. Еще в раннем возрасте у нее проявились способности к пению и танцам. На одном из домашних спектаклей Федор Шаляпин
, восхищенный выступлением девочки, сказал, что она станет большой артисткой. Однако родители Орловой и думать не хотели о подобном варианте. Они мечтали, что дочь станет пианисткой, и в семь лет отдали ее в музыкальную школу. У музыкантов было много возможностей — и концертировать, и давать уроки, и аккомпанировать певцам.
Когда семилетней меня привели на экзамен в Ярославское музыкальное училище, после двух или трех сыгранных мною пьесок меня с похвалой зачислили на первый курс. Но не было предела изумлению учительницы, когда в первый же день занятий она выяснила, что я не знаю ни одной ноты, что на экзамене я играла всё на память (так учила меня мама). Впрочем, нотная грамота далась легко и не задержала моей учебы.
Любовь Орлова
В 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию
по классу фортепиано. Из-за тяжелого положения в годы Гражданской войны ей приходилось совмещать учебу с работой. Любовь Орлова устроилась тапером сразу в несколько московских кинотеатров и играла во время показов немых фильмов. Параллельно она преподавала музыку и танцы.
После третьего курса Орловой пришлось оставить консерваторию, потому что денег на жизнь все-таки не хватало. Однако вскоре она снова взялась за учебу: поступила на хореографическое отделение Московского театрального техникума имени А.В. Луначарского, а в свободное время брала уроки танцев, вокала и актерского мастерства. Любовь Орлова мечтала стать актрисой, которая умела бы делать все и лучше всех, поэтому своим занятиям отдавалась самозабвенно.
В 1926 году Любовь Орлова прошла конкурс в труппу Музыкального театра под руководством В.И. Немировича-Данченко
. Ее приняли в хор, но вскоре режиссеры заметили, что молодая артистка хорошо танцует. Любовь Орлова стала выступать с танцевальными номерами.
Когда мне дали роль Герсильи в оперетте «Дочь Анго», вся моя роль заключалась в словах: «Да, гражданка! Нет, гражданка! Слушаюсь, гражданка!» — это было первым большим событием в моей творческой жизни, потому что я получила право говорить на сцене. <…> Я пела и играла еще целый ряд небольших ролей. Затем я приготовила большую партию Периколы в оперетте Оффенбаха. Это очень серьезная партия, где надо и петь, и говорить, и танцевать. После этого я почувствовала себя по-настоящему актрисой. И смелее стала присматриваться к другим ролям.
Любовь Орлова
Несмотря на занятость в Музыкальной студии — четыре спектакля в неделю и ежедневные репетиции, — Любовь Орлова начала выступать на эстраде. Сначала это были отдельные вокальные номера, но затем она создала целую концертную программу, которую давала в кинотеатрах перед началом сеанса. Основу ее вокальных партий составляли произведения русских композиторов: Михаила Глинки
, Александра Даргомыжского
, Модеста Мусоргского
и Петра Чайковского
.

«До чего хорошо играет эта девушка!»

Любовь Орлова в художественном фильме «Веселые ребята» (1934)
Любовь Орлова в художественном фильме «Цирк» (1936)
Любовь Орлова в художественном фильме «Светлый путь» (1940)
Спектакли, репетиции, концерты — день Орловой был расписан по минутам. Но она мечтала еще и о кино. Первые кинопробы были не очень удачными. Оператор сказал Любови Орловой, что путь в кино ей закрыт — из-за родинки на носу, которая «превратится на экране в автобус». Однако вскоре артистку пригласили на небольшую роль в картине Бориса Юрцева «Любовь Алены». А через год она уже сыграла главную героиню в «Петербургской ночи» Григория Рошаля.
В 1933 году начинающий режиссер Григорий Александров
предложил Любови Орловой попробоваться на роль Анюты в картине «Веселые ребята»
. Орлова согласилась, но первые фотопробы к фильму оказались неудачными. Пропорции ее лица на фотографиях искажались: нос получался слишком большим, а щеки — впалыми. Артистку снимали снова и снова, выставляя и подбирая удачный ракурс. Наконец, фотографии понравились режиссеру, и Орлову утвердили на роль Анюты. На съемках у Григория Александрова и молодой актрисы начался роман, а после окончания работы они сразу поженились.
В прокат картина «Веселые ребята» вышла только спустя два года, в 1934 году: цензоры не поддерживали новый жанр «музыкальной комедии». Григорий Александров вспоминал: «История создания моего первого комедийного фильма — это история преодоления множества непредвиденных препятствий, борьбы с противниками «легкого» киножанра, нескончаемых дискуссионных битв вокруг сценария, отнявших у нас, может быть, больше времени, чем съемки картины». Однако, когда премьера все-таки состоялась, Иосиф Сталин сказал: «Я как будто месяц провел в отпуске», а Максим Горький
отметил игру Орловой: «До чего хорошо играет эта девушка!».
С тех пор артистка долгие годы снималась только в фильмах Григория Александрова — «Цирк»
, «Волга-Волга»
, «Светлый путь»
 — и играла в них главные роли. Каждый новый сценарий режиссер разрабатывал специально для Орловой. В его картинах раскрывались все таланты актрисы: актриса пела, танцевала, исполняла акробатические трюки.
Ее требовательное отношение к искусству стало для меня путеводной звездой. Еще до того, как любой мой литературный или режиссерский сценарий становился предметом обсуждения на художественных советах разных степеней и рангов, он получал пристрастную, требовательную оценку Орловой, которая никогда ни в чем не прощала мне измены вкусу, профессиональному мастерству.
Григорий Александров, отрывок из книги «Эпоха кино»
Именно александровские музыкальные комедии принесли актрисе всесоюзную славу. В моду вошли осветленные волосы, белые водолазки и обтягивающие юбки — все атрибуты образа советской кинозвезды.

«Творческое бесстрашие» Любови Орловой

Любовь Орлова в художественном фильме «Весна» (1947)
Любовь Орлова. Фотография: aif.ru
Любовь Орлова в художественном фильме «Встреча на Эльбе» (1949)
Во время Великой Отечественной войны
Любовь Орлова выступала с концертами на фронте. Как только закончилась война, артистка вернулась в кино. В своем первом послевоенном фильме — «Весна»
 — Любовь Орлова сыграла женщин-двойников, сразу две главные роли. Как позднее вспоминала актриса: «Все это требовало особенно тщательных репетиций. <…> А если учесть еще и то, что съемка двойников должна быть выполнена с одного раза, то можно себе представить, какого огромного внимания и поистине снайперской точности требовала эта работа».
После «Весны» Любовь Орлова стала актрисой Государственного академического театра имени Моссовета
. Здесь она дебютировала в роли Джесси Смит в спектакле «Русский вопрос» по пьесе Константина Симонова
.
«Слава Орловой в кино так велика и прочна, что, казалось, актриса уже немыслима вне экрана. Но творческое бесстрашие привело к новому повороту в ее биографии художника: она пришла на драматическую сцену, в среду опытных мастеров… и стала полноправной ведущей актрисой в этой труппе».
В Театре Моссовета Любовь Орлова служила с 1947 по 1975 год, однако за 28 лет она выступила всего в 6 спектаклях. И на съемки в кино в те годы актрису почти не приглашали. В 1949 году она сыграла американскую шпионку в фильме Григория Александрова «Встреча на Эльбе»
. Но это была уже не главная роль, так же как и в картине «Композитор Глинка» 1952 года. Последним фильмом Любови Орловой и Григория Александрова стал «Скворец и Лира» 1974 года.
Сразу же после завершения работы над кинолентой Любовь Орлова тяжело заболела, и в январе 1975 года ее не стало. Актрису похоронили на Новодевичьем кладбище. После ее смерти Григорий Александров снял о ней фильм. Картина вышла на экраны в начале 1984 года, Александров же умер незадолго до ее выхода, в декабре 1983 года.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна