Александр Фатюшин

Годы жизни: 29 марта 1951 - 06 апреля 2003
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
В детстве Александр Фатюшин занимался в театральной студии и мечтал стать актером, а после окончания школы он поступил в ГИТИС
. Известен Фатюшин стал благодаря ролям военных, милиционеров и спортсменов в картинах «Весенний призыв», «Россия молодая» и «Москва слезам не верит»
. Критики писали, что актер убедительно играл даже «житейски неоднозначных» персонажей.

Студент ГИТИСа

Актеры Александр Фатюшин (справа) и Игорь Костолевский. Фотография: kino-teatr.ru
Александр Фатюшин. Фотография: kino-teatr.ru
Александр Фатюшин в молодости. Фотография: kino-teatr.ru
Александр Фатюшин родился 29 марта 1951 года в Рязани
. Его отец Константин Фатюшин был шофером, а мать работала на заводе.
Театром Александр Фатюшин увлекался с детства. Вместе со старшим братом Виталием он посещал театральную студию Дворца культуры профсоюзов, которой руководил заслуженный артист РСФСР Франк Белопольский. Он обучал детей основам актерского мастерства и выразительного чтения. Когда Фатюшину было 12 лет, на гастроли в Рязань с постановкой «Петровка, 38» приехал МХАТ
. Достать билет на спектакль он не смог, но так сильно хотел посмотреть постановку, что уговорил контролера пропустить его в зал.
В 1968 году Александр Фатюшин окончил школу и поехал поступать в театральный институт в Москву. Он подал документы в ГИТИС
, на актерское отделение, но вступительные экзамены провалил: Фатюшин выбрал неподходящий отрывок из прозы для выступления. Из столицы он не уехал: год зарабатывал таксидермией, делал на заказ чучела зверей и птиц.
В 1969 году, Фатюшин все-таки поступил в ГИТИС. Его приняли в мастерскую театрального режиссера Андрея Гончарова. Вместе с ним учились артисты Игорь Костолевский
и Александр Соловьёв
. Курс Гончарова был экспериментальным — там одновременно обучали и основам актерского мастерства, и режиссуре.

Фильмы Александра Фатюшина

Александр Фатюшин в роли сотрудника статистического учреждения в художественном фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977)
Александр Фатюшин в роли Сергея Гурина и Ирина Муравьева в роли Людмилы в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
Александр Фатюшин в роли сержанта Карпенко в художественном фильме Павла Любимова «Весенний призыв» (1976)
В 1973 году Александр Фатюшин окончил ГИТИС. Андрей Гончаров пригласил его в Московский драматический театр им. В. Маяковского
, где был тогда главным режиссером. Там актер исполнял роли в спектаклях «Жизнь Клима Самгина»
, «Человек на своем месте» и «Бег». Фатюшин играл амплуа «социального героя»: чаще всего он исполнял роли рабочих, крестьян, революционеров.
В 1974 году Фатюшин дебютировал в кино — он исполнил небольшую роль в картине Алексея Коренева «Три дня в Москве». В том же году он снялся и в фильме «Осень» Андрея Смирнова. Свою первую главную роль Фатюшин получил уже через два года. Актер сыграл сержанта Карпенко в ленте «Весенний призыв» о службе в Советской армии. Вместе с ним в фильме снялся его бывший одногруппник Игорь Костолевский.
На Всесоюзном кинофестивале 1977 года в Риге Фатюшин получил приз за лучшее исполнение мужской роли. Кинокритик Сергей Кудрявцев писал: «Актер Александр Фатюшин… получил премию — и надо сказать, вполне заслуженно, потому что его персонаж действительно убедителен и житейски неоднозначен».
После «Весеннего призыва» Фатюшина стали чаще звать в кино. Эльдар Рязанов
пригласил его сняться в лирической комедии «Служебный роман»
. Изначально актер должен был играть мужа секретарши Верочки, но прямо во время съемок Фатюшин повредил глаз. Поэтому он появился всего в нескольких эпизодах в роли сотрудника статистического учреждения.
В 1979 году Фатюшин сыграл хоккеиста Сергея Гурина в мелодраме Владимира Меньшова
«Москва слезам не верит»
. Актер ответственно подошел к съемкам. Чтобы сыграть своего персонажа, он консультировался с друзьями-спортсменами. Но чиновникам Государственного комитета по кинематографии образ Фатюшина не понравился: его герой много пил. Поэтому часть эпизодов из итоговой версии картины пришлось вырезать.
В сценарии изначально фигурировал знаменитый хоккеист. Жаль, что многое не вошло потом в окончательный вариант картины. <…> Тогдашнее Госкино… сказало: …игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься. Какого-то конкретного прототипа у моего героя не было, это собирательный образ. Сколько было спортсменов, которые после окончания спортивной карьеры оказывались у разбитого корыта, без работы.
Александр Фатюшин (цитируется по книге журналиста Федора Раззакова «Кумиры всех поколений»)
«Москва слезам не верит» стала лидером кинопроката 1980 года. Ее посмотрело около 90 миллионов зрителей. А на премии «Оскар»
фильм признали лучшим на иностранном языке.
В 1980-х Александра Фатюшина чаще всего звали на роли сыщиков, военных, милиционеров. Актер сыграл в картинах «Одиночное плавание», «Два берега», «Человек на полустанке».
Во время съемок в фильме «Россия молодая» Ильи Гурина Фатюшин чуть не погиб. По сюжету его герой должен был повеситься. В этой сцене артист решил сниматься сам, без каскадеров. Из-за ошибки технического персонала веревка, на которой висел Фатюшин, не оборвалась в нужный момент. Актер успел просунуть руку в петлю — только это его и спасло.
В 1984 году Фатюшину присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. В том же году за роль Владимира Лютова в спектакле «Жизнь Клима Самгина»
и Шилова в постановке «Молва» по пьесе Афанасия Салынского он получил Государственную премию СССР.

Личная жизнь и увлечения

Александр Фатюшин. Фотография: persons-info.com
Александр Фатюшин с женой — актрисой Еленой Мольченко на свадьбе. Фотография: 9kino.ru
Александр Фатюшин в роли Александра Львова в художественном фильме Виталия Тарасенко «Похищение» (1984)
Со своей женой — актрисой Еленой Мольченко — Александр Фатюшин познакомился во время работы в Театре им. Маяковского. Туда артистка пришла в 1985 году, сразу после окончания ГИТИСа. А уже через год Фатюшин и Мольченко поженились.
С Леной мы долгое время здоровались — и всё. Один раз вместе шли к метро, разговаривали. Это был наш первый длительный разговор. Через три или четыре дня я сказал: поехали, брата навестим. Никаких мыслей не было. Пришли к нему. И вдруг я говорю: «Виталь, познакомься. Это Лена, моя невеста». Не знаю, почему я так сказал, вроде как пошутил. И она ему: «Лена». Будто мы все это уже обговорили. Сели в машину. Приехали на Калининский к ювелирному магазину. Я взял золотое колечко и говорю: «Ну вот, будем считать, что помолвка состоялась». И надел ей на палец. Потом поехали в загс и подали заявление. Вот так: случайно сказал — моя невеста, так она ею и стала… Для всего театра это был шок. Обычно же все на виду, знают, у кого с кем роман.
Александр Фатюшин (цитируется по книге журналиста Федора Раззакова «Кумиры всех поколений»)
В браке Фатюшин и Мольченко прожили более 15 лет. Вместе они играли в спектакле «Зинуля». Детей у актеров не было.
С детства Фатюшин увлекался футболом
. Он занимался в спортивной школе, играл в юношеской сборной рязанского клуба «Алмаз», а потом состоял в футбольной команде актеров московских театров. Фатюшин болел за клуб «Спартак». Он часто посещал матчи команды и дружил со многими ее игроками — Олегом Романцевым, Ринатом Дасаевым и Георгием Ярцевым.

Последние роли Александра Фатюшина

Александр Фатюшин в роли майора КГБ Горюнова в художественном фильме Марка Айзенберга «Живая мишень» (1990)
Александр Фатюшин (справа) в роли профессора и главврача психбольницы в художественном фильме Александра Соловьева «По Таганке ходят танки» (1991)
Александр Фатюшин в роли Степаныча в художественном фильме Владимира Макеранца «Привет, малыш!» (2001)
В начале 1990-х Александр Фатюшин много играл в кино. Он появился в картинах «Живая мишень», «По Таганке ходят танки» и в двух частях детектива «Кодекс молчания». Однако после распада СССР актер стал сниматься реже, не снимался в рекламе и телесериалах. Отказался он и от приглашения режиссера Александра Митты
, который собирался снимать сериал «Граница. Таежный роман». Фатюшин больше не хотел играть военных.
На какое-то время артист оставил театральную сцену. Из-за конфликта с руководством в середине 1990-х он уволился из Театра им. Маяковского, но уже вскоре вернулся туда.
Вновь часто сниматься Фатюшин стал только в конце 1990-х. Он сыграл в сериале «Петербургские тайны» по мотивам романа «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского, в драме «Привет, малыш!». Последней ролью артиста в кино стал закройщик в картине Сергея Никоненко
«А поутру они проснулись».
Умер Александр Фатюшин 6 апреля 2003 года. Актера похоронили на Востряковском кладбище в Москве, на Аллее памяти выдающихся спортсменов и тренеров.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна