Чулпан Хаматова

Родилась: 01 октября 1975 (48 лет)
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Чулпан Хаматова собиралась учиться на экономиста, но в последний момент передумала. Она окончила ГИТИС
и с 1998 года играет в «Современнике»
. Кроме того, актриса участвует в постановках Театра наций
, устраивает поэтические вечера и снимается в кино. Она прославилась фильмами «Страна глухих», «Гуд бай, Ленин!» и «Дети Арбата». В 2006 году Хаматова учредила благотворительный фонд «Подари жизнь» для помощи детям с онкологическими заболеваниями.

Математический лицей и хиппи: детские годы

Чулпан Хаматова в детстве. Фотография: ekogradmoscow.ru
Чулпан Хаматова в детстве. Фотография: nastroy.net
Чулпан Хаматова в детстве. 1978. Иллюстрация из книги Чулпан Хаматовой и Катерины Гордеевой «Время колоть лед». Москва: издательство «АСТ», 2018
Чулпан Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани в семье инженеров. Родители назвали ее популярным татарским именем, которое переводится как «звезда рассвета». Через 10 лет у будущей актрисы родился младший брат Шамиль. Сейчас он тоже стал актером и служит в «Современнике».
В детстве Чулпан Хаматова занималась фигурным катанием, дома в кругу семьи танцевала и пела, но была очень стеснительной и боялась даже читать стихи наизусть на уроках литературы. Она собиралась продолжить семейную традицию — связать свою жизнь с точными науками.
В 8 классе Чулпан Хаматова поступила в физико-математическую школу при Казанском государственном финансово-экономическом институте. Там она познакомилась со студентами-хиппи, вместе с ними слушала музыку рок-группы «Битлз», носила рваные джинсы, ходила в походы. Из-за этого Хаматова часто ссорилась с родителями.

Поступление в ГИТИС и первые спектакли

Чулпан Хаматова (справа) на занятиях в Казанском театральном училище. Казань. Иллюстрация из книги Чулпан Хаматовой и Катерины Гордеевой «Время колоть лед». Москва: издательство «АСТ», 2018
Чулпан Хаматова в роли Анны Франк в спектакле Алексея Бородина «Дневник Анны Франк». 1996. Российский академический молодежный театр, Москва. Иллюстрация из книги Чулпан Хаматовой и Катерины Гордеевой «Время колоть лед». Москва: издательство «АСТ», 2018
Чулпан Хаматова. 1994. Москва. Иллюстрация из книги Чулпан Хаматовой и Катерины Гордеевой «Время колоть лед». Москва: издательство «АСТ», 2018
На выпускном экзамене по математике Чулпан Хаматова получила «отлично», и ее автоматически зачислили в Казанский государственный финансово-экономический институт. Но уже через несколько месяцев она поняла, что хочет стать актрисой, забрала документы и поступила в Казанское театральное училище
. Первой наставницей Хаматовой была советская актриса и заслуженный деятель искусств РФ Юнона Караева. После первого курса она посоветовала начинающей артистке поступать в московский театральный вуз. Хаматова поехала на прослушивание в ГИТИС
, где советский режиссер и народный артист РСФСР Алексей Бородин
набирал актерский курс. На втором туре он взял начинающую актрису в свою мастерскую.
«У нас был театральный институт без единого выходного дня. В 9:30 первая лекция, весь день учеба, а в час ночи надо успеть заскочить в метро
 — и ты ехал в общежитие. Так что рефлексировать было некогда. И растиньяковских мыслей завоевать Москву не было. Когда был выходной в ГИТИСе, мы занимались в театре у нашего руководителя курса Бородина (РАМТ)
. Это был четырехлетний бег без остановок»
Чулпан Хаматова в интервью изданию «Собеседник»
Уже в институте Хаматова начала выступать на сценах московских театров. В 1996 году в Российском академическом молодежном театре она сыграла Дуню Раскольникову в «Преступлении и наказании» по Федору Достоевскому
, а в 1997-м исполнила главную роль в «Дневнике Анны Франк» по пьесе Фрэнсис Гудрич и Альберта Хаккета. Это был ее выпускной спектакль. Кроме того, актриса играла в постановках «Мечты маленького Робинзона» и «Фанта-инфанта» в Театре Луны
, а также в «Позе эмигранта» в Театре Антона Чехова
.

«Современник» и отношения с Галиной Волчек

Чулпан Хаматова в роли Марии Стюарт в спектакле Римаса Туминаса «Играем… Шиллера!». Московский театр «Современник», Москва. Фотография: sovremennik.ru
Слева направо: Чулпан Хаматова в роли Ирины, Ольга Дроздова в роли Маши и Дарья Фролова в роли Натальи Ивановны в спектакле Галины Волчек «Три сестры». Московский театр «Современник», Москва. Фотография: О. Хаимова / sovremennik.ru
Чулпан Хаматова в роли Гитель Моски и Кирилл Сафонов в роли Джерри Райна в спектакле Галины Волчек «Двое на качелях». Московский театр «Современник», Москва. Фотография: С. Петров / sovremennik.ru
Чулпан Хаматова окончила ГИТИС в 1997 году, и ее пригласила в труппу «Современника»
художественный руководитель театра Галина Волчек
. Дебютом актрисы на этой сцене стала постановка «Три товарища» по роману Эриха Марии Ремарка: в ней Хаматова исполнила роль Патриции Хольман.
«Галина Борисовна тогда готовилась к постановке «Трех товарищей» и искала актрису на роль Пат. Она уже просмотрела больше 100 претенденток, но ни одна ее не устраивала. Ей приводили артисток, и я в том числе, — и все мимо. Как-то вечером по телевизору шла программа «Взгляд», мне звонит Галина Борисовна: «Смотришь? Видишь эту девочку, ведущую?..» Она говорила про Чулпан и страшно удивилась, когда узнала от меня, что Хаматова — актриса. Она увидела в ней свою Пат! Когда Чулпан пришла к нам, сразу был понятен художественный и человеческий масштаб ее личности. Невероятный! Про нее нельзя было сказать: «артисточка», «миленькая», «хорошенькая девочка». Только с заглавной буквы — Актриса»
Евгения Кузнецова, помощник художественного руководителя «Современника» по литературной части, в интервью газете «Вечерняя Казань»
Затем Хаматова играла Ирину в «Трех сестрах», Андрию в «Мамапапасынсобака», Катерину в «Грозе», Клеопатру в «Антоний & Клеопатра», а также роль Маши в новом варианте пьесы «Три сестры». В 2013 году на сцену «Современника» вернулась первая работа литовского режиссера Римаса Туминаса
в Москве «Играем… Шиллера!»
 — сценическая версия трагедии Фридриха Шиллера «Мария». И во всех этих постановках главную роль играла Чулпан Хаматова.
В 2015 году Галина Волчек также вернула в репертуар свою раннюю постановку «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона и вновь отдала главную роль, Гитель Моски, Хаматовой. Ее напарником стал Кирилл Сафонов. Спектакль был одним из самых кассовых в «Современнике».
В 2016 году Волчек назначила своим заместителем по общим вопросам Чулпан Хаматову. Она осталась ведущей актрисой, но также начала отвечать за финансово-экономическую сферу, ремонт здания на Чистых прудах, декорации и всевозможные траты.

Театр наций и творческий союз с Евгением Мироновым

Чулпан Хаматова в роли Жюли и Евгений Миронов в роли Жана в спектакле Томаса Остермайера «Фрекен Жюли». Государственный Театр наций, Москва. Фотография: vseconcerty.ru
Чулпан Хаматова (на первом плане) в спектакле Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». 2008. Государственный Театр наций, Москва. Фотография: Александр Куров / ИТАР-ТАСС
Чулпан Хаматова в роли Катарины в спектакле Романа Феодори «Укрощение строптивой». Государственный Театр наций, Москва. Фотография: w-shakespeare.ru
В 2008 году Чулпан Хаматова начала играть и в Театре наций
. Ее первой работой на этой сцене стала постановка «Рассказы Шукшина». Хаматова играла в девяти новеллах из десяти и получила за эти роли премию «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль». Ее главным напарником в спектакле был актер и художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов
. Именно эта работа положила начало их творческому союзу. Театральный критик Елена Дьякова в издании «Новая газета» писала: «Лучшего дуэта на сцене я не видела давно. Они слажены — точно играли вместе годами, они искрят вольтовой дугой, явно щеголяют друг перед другом, рассыпая филигрань жестов. И профессионализм Евгения Миронова (неизменный, но иногда холодный) обретает ту яростную силу, с которой живет на сцене Чулпан». В 2011 году Чулпан Хаматова также приняла участие в спектакле «Фрекен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга. В нем актриса вновь сыграла главную роль вместе с Мироновым. Хаматова также исполняла главные роли в спектаклях «Бедная Лиза» по повести
Николая Карамзина
и «Укрощение строптивой» по пьесе Уильяма Шекспира
.

Фильмы «Страна глухих», «Гуд бай, Ленин!» и «Синдром Петрушки»

Чулпан Хаматова в роли медсестры Лары и Даниэль Брюль в роли Александра Кернера в художественном фильме Вольфганга Беккера «Гуд бай, Ленин!» (2003)
Чулпан Хаматова (справа) в роли Риты и Дина Корзун в роли Яи в художественном фильме Валерия Тодоровского «Страна глухих» (1998)
Чулпан Хаматова в роли Лизы в художественном фильме Елены Хазановой «Синдром Петрушки» (2015)
Чулпан Хаматова начала сниматься на третьем курсе ГИТИСа. Актрисе пришлось пройти несколько неудачных кастингов, пока режиссер Вадим Абдрашитов
не пригласил ее на роль Кати в драму о войне Абхазии и Приднестровья «Время танцора». Партнерами актрисы по съемочной площадке стали Сергей Гармаш и Юрий Степанов. После премьеры в 1997 году Хаматову номинировали на премию «Ника».
Знаменитой актриса стала в 1998 году, после картины «Страна глухих» по мотивам повести Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать». Режиссер Владимир Тодоровский пригласил Хаматову на главную женскую роль и утвердил после первой же сцены на пробах. Фильм рассказывал о бандитских 1990-х годах в Москве: героиня Хаматовой, Рита, познакомилась с глухой стриптизершей Яей и пряталась у нее от мафии, но в итоге оказалась в центре борьбы между двумя бандитскими группировками — глухими и слышащими. Специально для этой роли актриса выучила язык глухонемых. Картина стала культовой, а критики назвали Хаматову одной из самых талантливых молодых актрис отечественного кинематографа.
В 1999 году на экраны вышла интернациональная трагикомедия Бахтияра Худойназарова «Лунный папа», где Хаматова сыграла роль Мамлакат Бигмурадовой. За эту работу в 2000 году на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи она получила приз зрительского жюри за лучшую женскую роль.
Затем Хаматова снялась в Германии в картине Файта Хелмера «Тувалу», после чего ее начали приглашать и другие немецкие кинематографисты. Так режиссер фильма «Виктор Фогель — рекламщик» Ларс Крауме говорил в 2002 году, что они не могли найти кого-то такого же непосредственного и «легкого» в Германии. А в 2003 году актриса сыграла в легендарной трагикомедии Вольфганга Беккера «Гуд бай, Ленин!», которая рассказывает о падении Берлинской стены. Фильм получил множество престижных международных наград, в том числе «Золотой глобус — 2004» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Хаматова также играла в фильмах «Рождественская мистерия» Андрея Кравчука, «72 метра» и «Гибель империи» Владимира Хотиненко, «Гарпастум» и «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего. В 2004 году актриса получила звание заслуженной артистки России, а в 2012-м — народной.
Чулпан Хаматова играла в паре с Евгением Мироновым и в кино. В 2015 году они снялись в картине Елены Хазановой «Синдром Петрушки» по одноименному роману Дины Рубиной. Актриса исполняла в фильме две роли: главную героиню и ее копию-куклу.
В 2019 году Хаматова снялась в биографической драме про легендарного танцора Рудольфа Нуреева — «Нуреев. Белый ворон» британского режиссера Рэйфа Файнса. В том же году она исполнила главную роль в байопике «Доктор Лиза» Оксаны Карас. В его основу легла история об одном дне из жизни врача-реаниматолога и основательницы фонда «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки, которая погибла в 2016 году.

Сериалы-экранизации: «Дети Арбата», «Доктор Живаго и «Зулейха открывает глаза»

Чулпан Хаматова в роли Лары в многосерийном художественном фильме Александра Прошкина «Доктор Живаго» (2006)
Чулпан Хаматова в роли Зулейхи в многосерийном художественном фильме Егора Анашкина «Зулейха открывает глаза» (2019)
Чулпан Хаматова в роли Беллы Ахмадулиной и Филипп Янковский в роли Евгения Евтушенко в многосерийном художественном фильме Влада Фурмана «Таинственная страсть» (2015)
Долгое время Чулпан Хаматова не соглашалась на роли в сериалах. Но в 2004 году она исполнила одну из главных ролей — Вари Ивановой — в «Детях Арбата» по трилогии Анатолия Рыбакова. Режиссер Андрей Эшпай утвердил актрису без проб, ее возлюбленного сыграл Евгений Цыганов
. Эта роль принесла ей еще большую популярность.
В 2006 году вышел телесериал Александра Прошкина «Доктор Живаго» по одноименному роману
Бориса Пастернака
. Хаматова исполнила в фильме роль Лары и получила за нее премию «ТЭФИ». А в многосерийной драме Влада Фурмана «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова
актриса сыграла Нэллу Аххо, прототипом которой была поэтесса Белла Ахмадулина
. Хаматова говорила в интервью для газеты «Труд»: «Было страшно из-за огромной ответственности. Но получить такую роль — счастье. Прочувствовать героиню мне помог супруг Беллы Ахатовны Борис Мессерер. Прекрасный человек, он бережно хранит воспоминания о супруге. Фотографии, записи, видео…».
В апреле 2020 года вышла восьмисерийная картина «Зулейха открывает глаза» по одноименной книге Гузель Яхиной
. Чулпан Хаматова исполнила в нем главную роль. Ее героиня — молодая татарская женщина, которая жила со строгим мужем и суровой свекровью в 1930-х годах в деревне, каждый день трудилась и терпела унижения. Коммунисты убили ее мужа, а беременную Зулейху вместе с другими кулаками повезли в вагонах для скота в Сибирь
.

Благотворительный фонд и поэтические вечера

Учредители фонда «Подари жизнь» — Чулпан Хаматова (справа) и актриса Дина Корзун. 2013. Москва. Фотография: Михаил Метцель / ИТАР-ТАСС
Чулпан Хаматова (в центре) во время открытия III всемирных детских «Игр победителей», организованных благотворительным фондом «Подари жизнь» для детей, перенесших онкозаболевания. 2012. Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, Москва. Фотография: Митя Алешковский / ИТАР-ТАСС
Чулпан Хаматова на открытии фотовыставки подопечной фонда «Подари жизнь» Дарины Аксеновой «Пантеон 21» в Новом пространстве Театра Наций. 2017. Москва. Фотография: Антон Новодережкин / ТАСС
В День защиты детей, 1 июня 2005 года, Чулпан Хаматова и актриса Дина Корзун организовали на сцене «Современника» благотворительный концерт «Подари мне жизнь». Он объединил артистов, волонтеров, благотворителей и привлек внимание общества к проблемам детей с заболеваниями крови. Собранные средства пошли на покупку установок для облучения донорской крови и операции по трансплантации костного мозга детям с острым лейкозом. Потом прошло еще несколько подобных акций, и в 2006 году Хаматова и Корзун основали благотворительный фонд «Подари жизнь» для помощи детям, которые страдают от онкологических заболеваний. Хаматова вспоминала, что ее благотворительная деятельность началась со встречи с врачами.
«Я увидела необыкновенных людей, чутких врачей с неокаменевшими сердцами и поняла, что им нужна помощь. Если есть такие светлячки на этой планете, которые борются за жизнь детей, то оставлять их одних в этой борьбе я не имею права. Увидела, как работают волонтеры, эти люди с большими, добрыми сердцами. Меня поразила их самоотверженность. И, конечно, я познакомилась с детьми. Для меня отдельное счастье — приходить к ним, играть, болтать»
Чулпан Хаматова, официальный сайт фонда «Подари жизнь»
Кроме того, Чулпан Хаматова начала проводить благотворительные поэтические вечера. Впервые такое мероприятие прошло в июне 2011 года: актриса читала стихи на сцене Театра имени В.Ф. Комиссаржевской
в Санкт-Петербурге. Весь сбор от благотворительного выступления пошел на лекарства для Кати Ермолаевой, которая перенесла вторую трансплантацию костного мозга. А в 2014 году в Лондоне, на сцене театра Criterion, прошел благотворительный моноспектакль Чулпан Хаматовой «В час, когда в души идешь, как в руки». Актриса читала стихи и прозу Марины Цветаевой
и Беллы Ахмадулиной, Полина Кондраткова аккомпанировала ей на фортепиано, а Вероника Кожухарова
 — на саксофоне. Сборы перечислили фонду «Подари жизнь».

Личная жизнь

Чулпан Хаматова с первым мужем — актером Иваном Волковым. 1990-е. Иллюстрация из книги Чулпан Хаматовой и Катерины Гордеевой «Время колоть лед». Москва: издательство «АСТ», 2018
Чулпан Хаматова в роли Лили Брик в художественном фильме Александра Шейна «ВМаяковский» (2018)
Чулпан Хаматова со вторым мужем — актером и режиссером Александром Шейном. Фотография: theartnewspaper.ru
В 1995 году, на втором курсе ГИТИСа, Чулпан Хаматова вышла замуж за одногруппника, актера Ивана Волкова. Супруги жили в квартире его матери, советской актрисы Ольги Волковой. Она любила невестку и называла ее «моя Чулпашка». В 2002 году у Хаматовой и Волкова родилась дочь Арина. В том же году актриса развелась с супругом и вместе с труппой «Современника» уехала на гастроли в Германию. Там она начала встречаться с эмигрировавшим из России артистом балета Алексеем Дубининым. В 2003 году они вместе вернулись на родину, и у них родилась дочь Ася. Хаматова и Дубинин встречались четыре года, но не оформляли отношения.
В 2010 году актриса расписалась с кинорежиссером Александром Шейном. В апреле того же года у них родилась дочь Ия. Шейн долгие годы планировал снять фильм о советском поэте Владимире Маяковском
и после встречи с Чулпан Хаматовой понял, что именно она должна сыграть Лилю Брик
. Жена стала музой его проекта «ВМаяковский». Это был экспериментальный фильм, в котором артисты перевоплощаются в героев прямо на глазах у зрителей. Однако премьера состоялась только в 2018 году, через год после развода актрисы и продюсера.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна