Павел Сюзор

Годы жизни: 18 апреля 1844 - 21 июля 1919
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Архитектор Павел Сюзор проектировал в Санкт-Петербурге доходные дома, общественные здания, бани и жилье с недорогими квартирами. Мастер эклектики и модерна, на рубеже XIX–XX веков он возглавил группу зодчих, художников и инженеров, работавших над возведением здания компании «Зингер» на Невском проспекте. Часть строений по его проектам была разрушена, но до наших дней сохранилось более 70 зданий, украшающих современный Санкт-Петербург.

Модный архитектор Северной столицы

Павел Сюзор родился в Санкт-Петербурге в 1844 году в семье литератора. Его отец, Жан де Сюзор, был родом из Франции и перебрался в Россию в 1840-х годах. Несмотря на то что Жан де Сюзор имел титул графа, семья жила небогато, состоянием отец не располагал и преподавал французский язык в Обществе благородных девиц. Однако Павел Сюзор окончил Академию художеств
, создал несколько громких архитектурных проектов и вскоре стал одним из самых известных зодчих Петербурга. Город на Неве переживал строительный бум, здесь застраивали центр и промышленные районы. Модный архитектор пользовался популярностью: он спроектировал и перестроил свыше 80 зданий в Петербурге, шесть из них — на Невском проспекте. Семья Павла Сюзора была связана с художественной элитой Северной столицы: архитектор был женат на дочери знаменитого зодчего, профессора архитектуры Александра Брюллова, брата художника Карла Брюллова
.
На протяжении всей жизни Павел Сюзор участвовал в издании архитектурного журнала «Зодчий». Также он был председателем Общества архитекторов-художников и одним из организаторов Музея Старого Петербурга. В 1907 году музей расположился в доме Сюзора на Кадетской линии Васильевского острова. Сотрудники музея фотографировали, описывали и изучали памятники архитектуры, собирали предметы старого быта и архивные документы. Архитектор иногда лично знакомил гостей с экспонатами. В Совет музея вместе с Сюзором входили критик Александр Бенуа
, художественный деятель Сергей Дягилев
, художник Николай Рерих
и другие представители творческой интеллигенции тех лет.

Доходные дома для состоятельных господ

Доходный дом Ратькова-Рожнова на улице Кирочной, 32-34, Санкт-Петербург (1899-1900). Фотография: rutraveller.ru
Доходный дом Ратькова-Рожнова на канале Грибоедова, 71, Санкт-Петербург (1886-1888). Фотография: rasfokus.ru
Доходный дом Ратькова-Рожнова на улице Пестеля, 13-15, Санкт-Петербург (1898-1900). Фотография: fotokto.ru
В середине XIX века доходные дома стали самым популярным типом застройки столицы. Так называли многоквартирные здания, жилье в которых сдавалось в аренду, — они принадлежали частным лицам или организациям. Как правило, их строили вплотную друг к другу: владельцы стремились получить максимальную прибыль от участка и разместить на нем как можно больше корпусов. Известные зодчие проектировали дома в разных архитектурных стилях. Фасад, который выходил на улицу, украшали особенно тщательно.
Павел Сюзор строил и реставрировал здания на Пушкинской улице в Петербурге. Пятиэтажные дома в стиле эклектики гармонировали между собой: в декоре архитектор применял похожие элементы, группируя настенные и угловые эркеры — части помещения, выступающие над фасадом. В центре улицы расположилась небольшая площадь со сквером, где позднее поставили памятник Александру Пушкину.
В доходных домах квартиры были однотипными и, как правило, большого размера, с парадными столовыми, гостиными, кабинетами, детскими комнатами и спальнями. Сюзор и его коллеги-архитекторы разработали особый тип доходного дома: на первых этажах с большими окнами и витринами располагались магазины и конторы.
Одним из крупных проектов Павла Сюзора стали доходные дома, построенные для предпринимателя и общественного деятеля Владимира Ратькова-Рожнова. Здание на канале Грибоедова возвели в архитектурных традициях ренессанса и барокко, украсили фигурами атлантов и крупной лепниной. В доходном доме Ратькова-Рожнова на улице Кирочной зодчий объединил два корпуса огромной аркой в четыре этажа — и таким образом соединил пространство улицы и двора. Архитектор Валерий Исаченко в книге «Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков» писал: «Эти здания можно рассматривать как обобщение того лучшего, что было создано зодчим в конце XIX века, в период процветания эклектики. Плотно заполненные декором фасады, где применены фронтоны, рельефы, русты, круглая скульптура, служат в них лишь внешней оболочкой, которая прикрывает рациональную структуру крупных, подлинно столичных сооружений».
Павел Сюзор первым из архитекторов стал проектировать в доходных домах большие арки в несколько этажей, соединяющие разные корпуса здания.

Общественные здания

В 1860-е годы в центральной части Санкт-Петербурга появился водопровод. В городе начали строить общественные бани совершенно нового уровня — целые культурно-развлекательные центры с бассейнами, столовыми и даже читальнями и прачечными: пока посетитель мылся, его одежду стирали и гладили. По проектам Сюзора возвели 12 банных комплексов.
За Воронинские бани архитектор был награжден золотой медалью на выставке в Вене. Они были оборудованы по последним техническим новшествам: можно было регулировать температуру и уровень воды в фонтанах и мраморных бассейнах, а воздух поступал с улицы уже теплым. Воронинские бани на набережной реки Мойки функционировали до 2006 года, пока их не закрыли из-за ветхости. Некоторые из построенных Сюзором бань работают в Санкт-Петербурге до сих пор.
Помимо банных комплексов, архитектор проектировал и другие общественные здания — больницы, училища, дома сирот и городские дома трудолюбия. Со временем заказов становилось все больше: Сюзор создавал проекты церквей, промышленных строений и конюшен. Во время работы над зданием Санкт-Петербургского общества взаимного кредита на канале Грибоедова он посетил Францию, Бельгию и Германию, чтобы узнать, как строят банки за границей. Сюзор сочетал в проекте разные архитектурные стили. Фасад украшали скульптуры, балконы поддерживали фигуры атлантов. На крыше и сегодня возвышается декорированный купол, скрывающий вытяжную трубу. Общество взаимного кредита размещалось в здании до 1917 года, после революции здесь работали госучреждения, а с 1945 года — отделение Государственного банка СССР. Сегодня в здании располагается филиал одного из банков.

Дом компании «Зингер»

Глобус на здании «Зингер», Невский проспект, 28, Санкт-Петербург. Фотография: peterburg.guide
Дом компании «Зингер», Невский проспект, 28, Санкт-Петербург. Фотография: hsto.org
Валькирии на здании «Зингер», Невский проспект, 28, Санкт-Петербург. Фотография: peterburg.guide
В 1902 году Павел Сюзор возглавил группу инженеров, художников и архитекторов, работавших над проектом для американской компании «Зингер». На тот момент Сюзор уже был известным петербургским архитектором с 30-летним опытом, мастером эклектики.
В начале XX века в России работали около трех тысяч магазинов «Зингер», в столице компания планировала открыть офис и центральный магазин. Для него купили участок со старым домом в центре города: снести постройку разрешил Николай II
. Место было людное, доходное и престижное, с прекрасным видом на город. Фирма рассчитывала сдавать здесь офисы в аренду и хотела максимально увеличить количество этажей. Но в центре столицы нельзя было возводить здания выше 23 метров — высоты Зимнего дворца
. Однако Павел Сюзор обошел ограничение: официально оно касалось лишь фасадов. Архитектор создал проект здания в стиле модерн
с мансардой и куполом.
Никто по-настоящему не оценил точный градостроительный расчет Сюзора. Башня стала новым акцентом Невского проспекта, ярким штрихом нового стиля в его ансамбле. Введение этой вертикали было вполне оправданно.
Борис Кириков, историк
Проект стал для Сюзора во многом новаторским. Впервые в России он применил в качестве несущей конструкции металлический каркас: это позволило расположить внутри здания большие пространства для торговых помещений и складов. Выходящие на центральные улицы фасады облицевали полированным гранитом и металлом; водосточные трубы скрыли внутри стен, а интерьер украсили растительными орнаментами. О внутреннем убранстве здания историк архитектуры Борис Кириков писал: «Декоративная изощренность раннего модерна властвует в оформлении всей парадной лестницы, берущей разбег от вестибюля. Кованые ограждения со стилизованными ирисами и тюльпанами, с вьющейся листвой, цепляющейся за прутья, сродни решеткам на фасадах здания».
Все здание по задумке владельцев должно было рекламировать компанию и эффектно выделяться на фоне других домов. Глобус на верхушке стеклянной башни размещался не просто так: продукцию «Зингера» на тот момент покупали по всему миру. Угол фасада украсили бронзовые девы-валькирии, а балконы — кованые решетки.
Еще при жизни архитектора, в годы Первой мировой войны
, дом «Зингера» оказался под особым правительственным контролем, здесь шили форму для нужд армии. В советское время на верхних этажах располагались государственные издательства и редакции, а на нижних этажах — Дом книги, который и сегодня остается одним из крупнейших книжных магазинов Европы.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна