Главные художественные объединения
русского искусства

Как художники поддерживали друг друга, искали новые стили и бунтовали против классических канонов
Главные художественные объединения
русского искусства
Как художники поддерживали друг друга, искали новые стили и бунтовали против классических канонов
Главные художественные объединения
русского искусства
Как художники поддерживали друг друга, искали новые стили и бунтовали против классических канонов
Передвижники и мирискусники, «Голубая роза» и «Ослиный хвост», Уновис и АХР — во второй половине XIX и начале ХХ века в России возникали самые разные творческие объединения. Одни искали финансовую поддержку для молодых авторов, другие утверждали новые принципы в живописи, а третьи соперничали друг с другом на художественном поле. Краткая, но увлекательная история главных объединений русского искусства — в спецпроекте портала «Культура.РФ».

Слушайте подкаст об истории художественных объединений эксклюзивно на Яндекс.Музыке.
Передвижники и мирискусники, «Голубая роза» и «Ослиный хвост», Уновис и АХР — во второй половине XIX и начале ХХ века в России возникали самые разные творческие объединения. Одни искали финансовую поддержку для молодых авторов, другие утверждали новые принципы в живописи, а третьи соперничали друг с другом на художественном поле. Краткая, но увлекательная история главных объединений русского искусства — в спецпроекте портала «Культура.РФ».

Слушайте подкаст об истории художественных объединений эксклюзивно на Яндекс.Музыке.

Передвижники и мирискусники, «Голубая роза» и «Ослиный хвост», Уновис и АХР — во второй половине XIX и начале ХХ века в России возникали самые разные творческие объединения. Одни искали финансовую поддержку для молодых авторов, другие утверждали новые принципы в живописи, а третьи соперничали друг с другом на художественном поле. Краткая, но увлекательная история главных объединений русского искусства — в спецпроекте портала «Культура.РФ».

Слушайте подкаст об истории художественных объединений эксклюзивно на Яндекс.Музыке.

Московское общество любителей художеств (МОЛХ)

1860
1918
Московское общество любителей художеств (МОЛХ)
18601918

Известные участники:

Изображение: Илья Репин. Портрет Василия Поленова (фрагмент). 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Исаак Левитан. Автопортрет (фрагмент). 1880-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Василий Перов. Автопортрет (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
История появления
Московское общество любителей художеств (МОЛХ) выросло из еженедельных встреч художников и коллекционеров, которые проводили государственные служащие и большие любители искусства братья Сергей и Павел Миллеры. В разные годы в обществе состояли Исаак Левитан, Василий Перов и другие известные художники, а покровительствовала организации сама великая княгиня Мария Федоровна.

Концепция и деятельность

Главной целью МОЛХ было создание постоянной выставки, работы на которой время от времени должны были обновляться. 13 мая 1860 года в Москве участники общества утвердили устав крупнейшей на тот момент благотворительной организации, которая была призвана «содействовать распространению и процветанию художеств… обеспечить талантливых и трудолюбивых художников после их выхода из художественно-учебных заведений; сблизить любителей с художниками и положить основание Московской публичной художественной галереи».

Именно в этой галерее публике впервые показали «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Девочку с персиками» Валентина Серова, «Боярыню Морозову» Василия Сурикова и «Неравный брак» Василия Пукирева. В ней проходили экспозиции русских отделов лондонской и парижской Всемирных выставок, а также персональные и тематические выставки, например к 10-летию со дня смерти Исаака Левитана и к 100-летию со дня рождения Карла Брюллова.

Периодически МОЛХ проводило конкурсы, за победу в которых присуждало премии из именных фондов. Общество устраивало благотворительные аукционы и лотереи, а вырученные средства направляло на оплату заграничных стажировок молодых художников. Так, Алексей Саврасов именно благодаря МОЛХ получил возможность в 1862 году поехать на Всемирную выставку в Лондоне.

Распад

В начале ХХ века МОЛХ постепенно потеряло ведущую роль в художественной жизни Москвы, поскольку подобных обществ и объединений становилось все больше. Выставки прекратились, а затем сошла на нет и благотворительная деятельность. МОЛХ прекратило свое существование в 1918 году.
Известные участники:
Изображение: Василий Перов. Автопортрет (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Исаак Левитан. Автопортрет (фрагмент). 1880-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Илья Репин. Портрет Василия Поленова (фрагмент). 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
История появления
Московское общество любителей художеств (МОЛХ) выросло из еженедельных встреч художников и коллекционеров, которые проводили государственные служащие и большие любители искусства братья Сергей и Павел Миллеры. В разные годы в обществе состояли Исаак Левитан, Василий Перов и другие известные художники, а покровительствовала организации сама великая княгиня Мария Федоровна.
Концепция и деятельность
Главной целью МОЛХ было создание постоянной выставки, работы на которой время от времени должны были обновляться. 13 мая 1860 года в Москве участники общества утвердили устав крупнейшей на тот момент благотворительной организации, которая была призвана «содействовать распространению и процветанию художеств… обеспечить талантливых и трудолюбивых художников после их выхода из художественно-учебных заведений; сблизить любителей с художниками и положить основание Московской публичной художественной галереи».

Именно в этой галерее публике впервые показали «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Девочку с персиками» Валентина Серова, «Боярыню Морозову» Василия Сурикова и «Неравный брак» Василия Пукирева. В ней проходили экспозиции русских отделов лондонской и парижской Всемирных выставок, а также персональные и тематические выставки, например к 10-летию со дня смерти Исаака Левитана и к 100-летию со дня рождения Карла Брюллова.

Периодически МОЛХ проводило конкурсы, за победу в которых присуждало премии из именных фондов. Общество устраивало благотворительные аукционы и лотереи, а вырученные средства направляло на оплату заграничных стажировок молодых художников. Так, Алексей Саврасов именно благодаря МОЛХ получил возможность в 1862 году поехать на Всемирную выставку в Лондоне.
Распад
В начале ХХ века МОЛХ постепенно потеряло ведущую роль в художественной жизни Москвы, поскольку подобных обществ и объединений становилось все больше. Выставки прекратились, а затем сошла на нет и благотворительная деятельность. МОЛХ прекратило свое существование в 1918 году.

Артель художников

1863
1871
Артель художников
18631871

Известные участники:

Изображение: Иван Крамской. Портрет Александра Литовченко (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Литовченко
Изображение: Константин Маковский. Автопортрет (фрагмент). 1860. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Иван Крамской. Автопортрет (фрагмент). 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва
История появления
В 1863 году в Санкт-Петербурге появилось первое в истории российского искусства независимое объединение — Артель художников. Его основанию предшествовало скандальное событие — «Бунт четырнадцати».

К своему столетию Академия художеств проводила конкурс на большую золотую медаль. Совет внезапно изменил традиционные правила и обязал всех учащихся написать картину на заданную общую тему. Четырнадцать молодых художников во главе с Иваном Крамским, к которому присоединились Константин Маковский, Александр Литовченко, Николай Шустов и другие, сочли такие условия несправедливыми. Они подали в Совет Академии прошение с просьбой вернуть возможность выбора темы для работ, но их проигнорировали. Более того, Совет вместо общей темы назначил конкретный сюжет — «Пир в Валгалле», — что окончательно лишило художников возможности самовыражения. В итоге конкурсанты демонстративно отказались от участия и подали прошения о выпуске из Академии с выдачей дипломов.

Так 14 лучших выпускников Академии оказались обязаны освободить принадлежащие учреждению мастерские, где они не только работали, но и жили. Оставшись без работы и без средств, художники объединились в подобие трудовой коммуны.

Концепция и деятельность

Артельщики сняли квартиру в доходном доме на Васильевском острове, оборудовали там мастерские. Хозяйством заведовала жена Крамского. Художники выполняли частные заказы, давали уроки рисования, читали публичные доклады о проблемах современного искусства и издавали альбом «Художественный автограф».

Объединение создали в противовес Академии художеств: «Бунт четырнадцати» был прежде всего против принципов классической эстетики, ориентированной на античность. Поэтому Артель сыграла большую роль в развитии русского реалистического искусства: художники уделяли внимание живым образам реальных людей, а не только парадным портретам высшего света и классическим мифологическим сюжетам.

Обязательные членские взносы составляли 10% от самостоятельно проданных работ и 25% от заказов, которые живописцы выполняли совместно. Для тех, чьи работы хорошо продавались, такие условия были невыгодны, поэтому вскоре из Артели вышли Александр Литовченко и Константин Маковский.

Распад

Крамской болезненно воспринимал сотрудничество некоторых артельщиков с Академией, приобретение званий и получение грантов. Илья Репин так описал распад объединения в книге «Далекое близкое»:

«В Артели начались какие-то недоразумения. Сначала это были семейные нелады между женами артельщиков, кончившиеся выходом двух членов. Один из членов Артели попал под особое покровительство Академии и имел в перспективе поездку за границу на казенный счет. Крамской нашел в этом поступке товарища нарушение их главного принципа: не пользоваться благодеяниями Академии одному, так как решено было при выходе из Академии держаться товарищества и не идти на академические приманки в розницу. Он подал товарищам письменное заявление и требовал, чтобы они высказались, как они смотрят на такой поступок. Товарищи ответили уклончиво, молчанием. Вследствие этого Крамской вышел из Артели художников. После его выхода Артель как-то скоро потеряла свое значение и незаметно растаяла».
Известные участники:
Изображение: Иван Крамской. Автопортрет (фрагмент). 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Константин Маковский. Автопортрет (фрагмент). 1860. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Литовченко
Изображение: Иван Крамской. Портрет Александра Литовченко (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
История появления
В 1863 году в Санкт-Петербурге появилось первое в истории российского искусства независимое объединение — Артель художников. Его основанию предшествовало скандальное событие — «Бунт четырнадцати».

К своему столетию Академия художеств проводила конкурс на большую золотую медаль. Совет внезапно изменил традиционные правила и обязал всех учащихся написать картину на заданную общую тему. Четырнадцать молодых художников во главе с Иваном Крамским, к которому присоединились Константин Маковский, Александр Литовченко, Николай Шустов и другие, сочли такие условия несправедливыми. Они подали в Совет Академии прошение с просьбой вернуть возможность выбора темы для работ, но их проигнорировали. Более того, Совет вместо общей темы назначил конкретный сюжет — «Пир в Валгалле», что окончательно лишило художников возможности самовыражения. В итоге конкурсанты демонстративно отказались от участия и подали прошения о выпуске из Академии с выдачей дипломов.

Так 14 лучших выпускников Академии оказались обязаны освободить принадлежащие учреждению мастерские, где они не только работали, но и жили. Оставшись без работы и без средств, художники объединились в подобие трудовой коммуны.
Концепция и деятельность
Артельщики сняли квартиру в доходном доме на Васильевском острове, оборудовали там мастерские. Хозяйством заведовала жена Крамского. Художники выполняли частные заказы, давали уроки рисования, читали публичные доклады о проблемах современного искусства и издавали альбом «Художественный автограф».

Объединение создали в противовес Академии художеств: «Бунт четырнадцати» был прежде всего против принципов классической эстетики, ориентированной на античность. Поэтому Артель сыграла большую роль в развитии русского реалистического искусства: художники уделяли внимание живым образам реальных людей, а не только парадным портретам высшего света и классическим мифологическим сюжетам.

Обязательные членские взносы составляли 10% от самостоятельно проданных работ и 25% от заказов, которые живописцы выполняли совместно. Для тех, чьи работы хорошо продавались, такие условия были невыгодны, поэтому вскоре из Артели вышли Александр Литовченко и Константин Маковский.
Распад
Крамской болезненно воспринимал сотрудничество некоторых артельщиков с Академией, приобретение званий и получение грантов. Илья Репин так описал распад объединения в книге «Далекое близкое»:

«В Артели начались какие-то недоразумения. Сначала это были семейные нелады между женами артельщиков, кончившиеся выходом двух членов. Один из членов Артели попал под особое покровительство Академии и имел в перспективе поездку за границу на казенный счет. Крамской нашел в этом поступке товарища нарушение их главного принципа: не пользоваться благодеяниями Академии одному, так как решено было при выходе из Академии держаться товарищества и не идти на академические приманки в розницу. Он подал товарищам письменное заявление и требовал, чтобы они высказались, как они смотрят на такой поступок. Товарищи ответили уклончиво, молчанием. Вследствие этого Крамской вышел из Артели художников. После его выхода Артель как-то скоро потеряла свое значение и незаметно растаяла».

Товарищество передвижных художественных выставок

1871
1923
Товарищество передвижных художественных выставок
18711923

Известные участники:

Изображение: Иван Шишкин. Автопортрет (фрагмент). 1886. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображение: Василий Суриков. Автопортрет (фрагмент). 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Илья Репин. Автопортрет (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Николай Кузнецов. Портрет Василия Поленова (фрагмент). 1888. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Страхово, Тульская область
Изображение: Виктор Васнецов.
Портрет Архипа Куинджи (фрагмент).
1869. Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Изображение: Валентин Серов.
Портрет Исаака Левитана (фрагмент).
1893. Государственная Третьяковская
галерея, Москва
История появления
В 1869 году группа московских художников по инициативе Григория Мясоедова и Николая Ге отправила петербургским артельщикам коллективное письмо с проектом организации передвижной выставки картин. Эту идею Григорий Мясоедов почерпнул за границей и решил создать с нуля независимое российское сообщество художников.

Концепция и деятельность

В 1870 году министр внутренних дел утвердил устав нового объединения. В числе его учредителей оказались Василий Перов и Алексей Саврасов.

Передвижники поддерживали идеи народничества, но их главной целью было не просвещение, а выход со своими работами напрямую к зрителю, а точнее, к покупателю. Манифест передвижников больше напоминал бизнес-план, чем декларацию художественных принципов. Мясоедов в письме Артели Крамского писал: «Кроме вероятности распродажи картин и альбомов мы думаем, что возможность высвободить искусство из чиновничьего распорядка будет и расширением круга почитателей, а следовательно, и покупателей…» Однако именно передвижники стали главными лицами русского реализма.

Первая выставка открылась в ноябре 1871 года в Петербурге, затем работы 20 художников показали в Москве, Киеве и Харькове. Искусство передвижников — Ильи Репина, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Архипа Куинджи — публика приняла отлично, их хвалил влиятельный критик Владимир Стасов, а картины покупал для своей галереи меценат и коллекционер Павел Третьяков. Причиной тому была популярность в обществе идей народничества, а картины передвижников, изображающие тяжелый крестьянский быт, были им созвучны.

Доход от первой выставки составил около 4400 рублей, а все живописцы-участники получили гонорар. На эти деньги в 1871 году можно было приобрести 220 гектаров земли. Это был беспрецедентный случай в истории русской живописи: до этого момента годовой доход от всех выставок, организованных Академией художеств, ни разу не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них художники обычно не получали ни копейки, поскольку все доходы перечислялись в казну Министерства императорского двора.

Распад

В начале ХХ века в Товариществе наметился раскол между художниками старого и нового поколений. Росло количество недовольных экспонентов — кандидатов в объединение. Согласно строгим правилам, они могли выставлять свои работы только на выставках передвижников и не имели в Товариществе никакого права голоса, что существенно сковывало их творческие и финансовые возможности. Из-за этого организация перестала привлекать талантливых молодых художников. Одним из первых заявление о выходе из Товарищества написал Илья Репин:

«С тех пор как Товарищество все более и более увлекается в бюрократизм, мне становится невыносима эта атмосфера. О товарищеских отношениях и помину нет: становится какой-то департамент чиновников. Чтобы перевесить картину на выставке, надо подать прошение в комиссию по устройству оной! (Поленов подает мне докладную записку!!!) <…> Эта скупость приема новых членов! <…> Эта вечная игра в темную при приеме экспонентов! Всего этого я наконец переносить не могу».

Так в 1923 году Товарищество прекратило свое существование.
Известные участники:
Изображение: Илья Репин. Автопортрет (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Василий Суриков. Автопортрет (фрагмент). 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Иван Шишкин. Автопортрет (фрагмент). 1886. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображение: Валентин Серов. Портрет Исаака Левитана (фрагмент). 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Виктор Васнецов. Портрет Архипа Куинджи (фрагмент). 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Николай Кузнецов. Портрет Василия Поленова (фрагмент). 1888. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Страхово, Тульская область
История появления
В 1869 году группа московских художников по инициативе Григория Мясоедова и Николая Ге отправила петербургским артельщикам коллективное письмо с проектом организации передвижной выставки картин. Эту идею Григорий Мясоедов почерпнул за границей и решил создать с нуля независимое российское сообщество художников.
Концепция и деятельность
В 1870 году министр внутренних дел утвердил устав нового объединения. В числе его учредителей оказались Василий Перов и Алексей Саврасов.

Передвижники поддерживали идеи народничества, но их главной целью было не просвещение, а выход со своими работами напрямую к зрителю, а точнее, к покупателю. Манифест передвижников больше напоминал бизнес-план, чем декларацию художественных принципов. Мясоедов в письме Артели Крамского писал: «Кроме вероятности распродажи картин и альбомов мы думаем, что возможность высвободить искусство из чиновничьего распорядка будет и расширением круга почитателей, а следовательно, и покупателей…» Однако именно передвижники стали главными лицами русского реализма.

Первая выставка открылась в ноябре 1871 года в Петербурге, затем работы 20 художников показали в Москве, Киеве и Харькове. Искусство передвижников — Ильи Репина, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Архипа Куинджи — публика приняла отлично, их хвалил влиятельный критик Владимир Стасов, а картины покупал для своей галереи меценат и коллекционер Павел Третьяков. Причиной тому была популярность в обществе идей народничества, а картины передвижников, изображающие тяжелый крестьянский быт, были им созвучны.

Доход от первой выставки составил около 4400 рублей, а все живописцы-участники получили гонорар. На эти деньги в 1871 году можно было приобрести 220 гектаров земли. Это был беспрецедентный случай в истории русской живописи: до этого момента годовой доход от всех выставок, организованных Академией художеств, ни разу не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них художники обычно не получали ни копейки, поскольку все доходы перечислялись в казну Министерства императорского двора.
Распад
В начале ХХ века в Товариществе наметился раскол между художниками старого и нового поколений. Росло количество недовольных экспонентов — кандидатов в объединение. Согласно строгим правилам, они могли выставлять свои работы только на выставках передвижников и не имели в Товариществе никакого права голоса, что существенно сковывало их творческие и финансовые возможности. Из-за этого организация перестала привлекать талантливых молодых художников. Одним из первых заявление о выходе из Товарищества написал Илья Репин:

«С тех пор как Товарищество все более и более увлекается в бюрократизм, мне становится невыносима эта атмосфера. О товарищеских отношениях и помину нет: становится какой-то департамент чиновников. Чтобы перевесить картину на выставке, надо подать прошение в комиссию по устройству оной! (Поленов подает мне докладную записку!!!) <…> Эта скупость приема новых членов! <…> Эта вечная игра в темную при приеме экспонентов! Всего этого я наконец переносить не могу».

Так в 1923 году Товарищество прекратило свое существование.

Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок

1878
1893
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок
18781893

Известные участники:

Изображение: Виктор Васнецов. Автопортрет (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Изображение: Константин Коровин. Автопортрет (фрагмент). 1938. Частное собрание.
Изображение: Валентин Серов. Автопортрет (фрагмент). 1880-е. Частное собрание
Изображение: Михаил Нестеров. Автопортрет (фрагмент). 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображение: Михаил Врубель. Автопортрет
с жемчужной раковиной (фрагмент). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
История появления
В 1872 году предприниматель и меценат Савва Мамонтов приобрел в Подмосковье, недалеко от Сергиева Посада, имение Абрамцево. В том же году он отправился в поездку по Европе, где познакомился с художником Василием Поленовым, скульптором Марком Антокольским и историком искусства Адрианом Праховым. Они загорелись идеей создать кружок русской интеллигенции. Так в 1874 году приятели вернулись в Россию, и Мамонтов провел в своем имении первое собрание нового объединения.

Концепция и деятельность

Участники кружка — Михаил Нестеров, Константин Коровин, Виктор Васнецов и другие — вместе со своими семьями выбирались на «самую лучшую на свете дачу» на целое лето. Именно в Абрамцеве были написаны «Девочка с персиками» Серова — портрет Веры, дочери Мамонтова, этюды для «Видения отроку Варфоломею» Нестерова, «Аленушка» Васнецова, «Проводы новобранца» Репина и другие известные картины.

Целью кружка стало возрождение русских народных ремесел. Его участники отправлялись в искусствоведческие экспедиции по северным городам, изучали иконопись и памятники древнерусского зодчества. Поездки финансировал Мамонтов. Именно в Абрамцеве появился один из первых в России музеев народного творчества. На территории имения открыли столярную, вышивальную и гончарную мастерские. Последней руководил художник Михаил Врубель: он создавал керамические изразцы, вазы и статуэтки. А домашняя утварь и мебель в неорусском стиле, которую изготавливали в столярной мастерской под руководством младшей сестры Василия Поленова Елены, получала награды на всероссийских и международных выставках.

Постепенно в Абрамцеве сформировался неорусский стиль в архитектуре. Его ярким примером стала церковь Спаса Нерукотворного: проект создал Васнецов, а интерьеры — Антокольский. Основой неорусского стиля стали традиции древнерусского зодчества и элементы византийской архитектуры.

Каждый театральный сезон участники кружка ставили любительские спектакли. Художники были и актерами, и декораторами, и сценаристами. Зимой «театр» переезжал из Абрамцева в московский дом Мамонтовых на Садово-Спасской. Там к живописцам присоединялись Федор Шаляпин и Константин Станиславский.

Распад

В 1899 году Мамонтова арестовали по обвинению в растратах при строительстве новой железной дороги. За мецената вступилось множество влиятельных людей, в том числе и участники его кружка.

В это время Валентин Серов работал над портретом Николая II. На последнем сеансе он обратился к государю с просьбой помиловать Мамонтова. Император ответил, что уже дал распоряжение освободить его из-под стражи до вынесения приговора. Мецената перевели на домашний арест до суда, а 30 июня 1900 года его оправдали.

После суда Мамонтову пришлось распродать акции и большую часть имущества, чтобы покрыть долги. Поэтому он не мог и дальше финансировать Абрамцевский кружок. Керамическая мастерская переехала в Москву. Поначалу она продолжала работать — например, именно в ней были созданы изразцовые панно для Ярославского вокзала. Но в 1918 году и она закрылась после смерти мецената.
Известные участники:
Изображение: Валентин Серов. Автопортрет (фрагмент). 1880-е. Частное собрание
Изображение: Константин Коровин. Автопортрет (фрагмент). 1938. Частное собрание
Изображение: Виктор Васнецов. Автопортрет (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображение: Михаил Врубель. Автопортрет с жемчужной раковиной (фрагмент). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображение: Михаил Нестеров. Автопортрет (фрагмент). 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
История появления
В 1872 году предприниматель и меценат Савва Мамонтов приобрел в Подмосковье, недалеко от Сергиева Посада, имение Абрамцево. В том же году он отправился в поездку по Европе, где познакомился с художником Василием Поленовым, скульптором Марком Антокольским и историком искусства Адрианом Праховым. Они загорелись идеей создать кружок русской интеллигенции. Так в 1874 году приятели вернулись в Россию, и Мамонтов провел в своем имении первое собрание нового объединения.
Концепция и деятельность
Участники кружка — Михаил Нестеров, Константин Коровин, Виктор Васнецов и другие — вместе со своими семьями выбирались на «самую лучшую на свете дачу» на целое лето. Именно в Абрамцеве были написаны «Девочка с персиками» Серова — портрет Веры, дочери Мамонтова, этюды для «Видения отроку Варфоломею» Нестерова, «Аленушка» Васнецова, «Проводы новобранца» Репина и другие известные картины.

Целью кружка стало возрождение русских народных ремесел. Его участники отправлялись в искусствоведческие экспедиции по северным городам, изучали иконопись и памятники древнерусского зодчества. Поездки финансировал Мамонтов. Именно в Абрамцеве появился один из первых в России музеев народного творчества. На территории имения открыли столярную, вышивальную и гончарную мастерские. Последней руководил художник Михаил Врубель: он создавал керамические изразцы, вазы и статуэтки. А домашняя утварь и мебель в неорусском стиле, которую изготавливали в столярной мастерской под руководством младшей сестры Василия Поленова Елены, получала награды на всероссийских и международных выставках.

Постепенно в Абрамцеве сформировался неорусский стиль в архитектуре. Его ярким примером стала церковь Спаса Нерукотворного: проект создал Васнецов, а интерьеры — Антокольский. Основой неорусского стиля стали традиции древнерусского зодчества и элементы византийской архитектуры.

Каждый театральный сезон участники кружка ставили любительские спектакли. Художники были и актерами, и декораторами, и сценаристами. Зимой «театр» переезжал из Абрамцева в московский дом Мамонтовых на Садово-Спасской. Там к живописцам присоединялись Федор Шаляпин и Константин Станиславский.
Распад
В 1899 году Мамонтова арестовали по обвинению в растратах при строительстве новой железной дороги. За мецената вступилось множество влиятельных людей, в том числе и участники его кружка.

В это время Валентин Серов работал над портретом Николая II. На последнем сеансе он обратился к государю с просьбой помиловать Мамонтова. Император ответил, что уже дал распоряжение освободить его из-под стражи до вынесения приговора. Мецената перевели на домашний арест до суда, а 30 июня 1900 года его оправдали.

После суда Мамонтову пришлось распродать акции и большую часть имущества, чтобы покрыть долги. Поэтому он не мог и дальше финансировать Абрамцевский кружок. Керамическая мастерская переехала в Москву. Поначалу она продолжала работать — например, именно в ней были созданы изразцовые панно для Ярославского вокзала. Но в 1918 году и она закрылась после смерти мецената.

«Мир искусства»

1898
1924
«Мир искусства»
18981924

Известные участники:

Игорь Грабарь. Автопортрет с палитрой (в белом халате) (фрагмент). 1934. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Леон Бакст. Портрет Александра Бенуа (фрагмент). 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Леон Бакст. Портрет Сергея Дягилева с няней (фрагмент). 1906. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Рерих. Автопортрет (фрагмент). 1940-е. Музей Рерихов, Москва
Борис Кустодиев. Автопортрет (фрагмент).
1912. Галерея Уффици, Флоренция,
Тоскана, Италия
История появления
Основатели объединения — художник Александр Бенуа, импресарио Сергей Дягилев и его двоюродный брат, публицист Дмитрий Философов — познакомились еще в годы учебы. Днем создания «Мира искусства» считают день выхода первого номера одноименного журнала — 9 ноября 1898 года. Выпуском руководил Дягилев, заручившись финансовой поддержкой меценатов — княгини Марии Тенишевой и Саввы Мамонтова. Оба вскоре разорились, но на помощь изданию пришел художник Валентин Серов. Влиятельный живописец помог журналу получить государственную поддержку. «Мир искусства» был посвящен «новым веяниям» в русском и западном искусстве, публиковал тематические статьи, новости и иллюстрации.

По-настоящему известен «Мир искусства» стал после первой выставки, которую издатели журнала и основатели объединения провели в Музее Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. В экспозицию вошли работы русских и финских художников, среди которых были Михаил Врубель, Константин Коровин, Валентин Серов, Аксели Галлен-Каллела, Магнус Энкель, Вяйнё Бломстедт.

Григорий Мясоедов, основатель Товарищества передвижных художественных выставок, в письме критику Владимиру Стасову выставку яростно громил:

«Что за иностранная саранча налетела на тощую ниву русского искусства? Что это за патриоты, которые тащат к нам первобытных чухонцев, шведов и норвежцев, французов, англичан, поляков и испанцев? Наши коммерсанты-толстосумы, которые так горячо отстаивали покровительственные пошлины, оказываются первыми поощрителями и потребителями всего иностранного. Они оказываются выше того, что может дать русская школа, им надо декадентов, символистов, им по вкусу французский сифилис, англицкая грация, немецкая ходуля, финляндское безобразие — все что угодно, только не русская жизнь, очень она уж им про­тивна, слишком она уж им напоминает тех меньших братии, кото­рые туго набили их большие кошельки».

Концепция и деятельность

В 1890-х годах ключевыми фигурами художественной жизни России стали люди, разочарованные в академическом искусстве, которое поддерживало государство. В их числе были и мирискусники: Борис Кустодиев, Николай Рерих, Константин Сомов, Игорь Грабарь и другие.

Сергея Дягилева с «Миром искусства» объединяло желание вывести русское искусство на международный уровень, представить его Европе. «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить на Западе», — писал Дягилев Бенуа. И впоследствии ему удалось воплотить этот амбициозный план благодаря знаменитым Русским сезонам.

При этом мирискусники поначалу крайне осторожно относились к современной западной живописи. Например, Бенуа, который несколько лет жил во Франции, где бурно развивался импрессионизм, писал своему другу Константину Сомову из Парижа:

«Вот приблизительный образчик Гогена: вода зеленая, песок желтый, небо красное, трава коричневая, гора лиловая, женщина желтая. Очень мило и весело. Я сначала подумал, что он хотел передать Таити с наивным пониманием туземца. Но нет, оказывается: он бретонскую деревню отражает с такой же примитивностью. Но, может быть, он желает передать бретонскую деревню с наивным пониманием бретонского мужика? Другой раз вы­ставлял прославленный Ван Гог, молодой голландец. Он умеет рисовать, и даже довольно ловко, но картины и почти все этюды — шаржи, и неостроумные».

Однако уже в 1899 году на новой экспозиции «Мира искусства» появились Моне, Ренуар и Дега. Впрочем для выставки выбрали работы, близкие к модерну, плавные и декоративные, и более-менее реалистичные.

Выставлялись мирискусники и за рубежом. Например, Бенуа организовал русский раздел на выставке в Мюнхене, где самыми популярными работами стали картины Константина Сомова. А уже в 1903 году в Гамбурге прошла его персональная выставка. В Германии представлял свои картины и Лев Бакст, но слава к нему пришла только в 1910-х годах, когда он стал работать с Дягилевым в Русских сезонах.

Распад

В начале 1910-х годов в выставках «Мира искусства» стали участвовать авангардисты — Илья Машков, Петр Кончаловский, Наталия Гончарова. «Мира искусства» нет, а вместo него — «Бубновый валет» с крошечным бледным отделением «Мир искусства». Гости… расположились как дома, с такой развязностью, что хозяевам почти не осталось места», — писала газета «Столичная молва» об одной из таких выставок. Участники «Мира искусства» не могли показать публике что-то новое. Дягилев вплотную занялся организацией Русских сезонов и перестал уделять внимание объединению.

После московской выставки в январе 1922 года Роберт Фальк писал Александру Куприну:

«От выставки у меня осталось тоскливое ощущение. Мне кажется, что в искусстве необходим пафос, а этого нет. Все… мы какие-то кисло-сладкие, не жаркие и не холодные. Революция на нас весьма тяжело отозвалась, очень придавила к земле и сделала будничными».

К 1924 году история «Мира искусства» завершилась.
Известные участники:
Леон Бакст. Портрет Сергея Дягилева с няней (фрагмент). 1906. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Леон Бакст. Портрет Александра Бенуа (фрагмент). 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Игорь Грабарь. Автопортрет с палитрой (в белом халате) (фрагмент). 1934. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Борис Кустодиев. Автопортрет (фрагмент). 1912. Галерея Уффици, Флоренция, Тоскана, Италия
Николай Рерих. Автопортрет (фрагмент). 1940-е. Государственный музей Рерихов, Москва