Основатели
объединения — художник
Александр Бенуа, импресарио
Сергей Дягилев и его двоюродный брат, публицист Дмитрий Философов — познакомились еще в годы учебы. Днем создания «Мира искусства» считают день выхода первого номера одноименного журнала — 9 ноября 1898 года. Выпуском руководил Дягилев, заручившись финансовой поддержкой меценатов — княгини
Марии Тенишевой и
Саввы Мамонтова. Оба вскоре разорились, но на помощь изданию пришел художник Валентин Серов. Влиятельный живописец помог журналу получить государственную поддержку. «Мир искусства» был посвящен «новым веяниям» в русском и западном искусстве, публиковал тематические статьи, новости и иллюстрации.
По-настоящему известен «Мир искусства» стал после первой выставки, которую издатели журнала и основатели объединения провели в
Музее Центрального училища технического рисования барона Штиглица в
Санкт-Петербурге. В экспозицию вошли работы русских и финских художников, среди которых были
Михаил Врубель,
Константин Коровин,
Валентин Серов, Аксели Галлен-Каллела, Магнус Энкель, Вяйнё Бломстедт.
Григорий Мясоедов, основатель
Товарищества передвижных художественных выставок, в письме критику
Владимиру Стасову выставку яростно громил:
«Что за иностранная саранча налетела на тощую ниву русского искусства? Что это за патриоты, которые тащат к нам первобытных чухонцев, шведов и норвежцев, французов, англичан, поляков и испанцев? Наши коммерсанты-толстосумы, которые так горячо отстаивали покровительственные пошлины, оказываются первыми поощрителями и потребителями всего иностранного. Они оказываются выше того, что может дать русская школа, им надо декадентов, символистов, им по вкусу французский сифилис, англицкая грация, немецкая ходуля, финляндское безобразие — все что угодно, только не русская жизнь, очень она уж им противна, слишком она уж им напоминает тех меньших братии, которые туго набили их большие кошельки».Концепция и деятельность В 1890-х годах ключевыми фигурами художественной жизни России стали люди, разочарованные в
академическом искусстве, которое поддерживало государство. В их числе были и мирискусники: Борис Кустодиев, Николай Рерих, Константин Сомов, Игорь Грабарь и другие.
Сергея Дягилева с «Миром искусства» объединяло желание вывести русское искусство на международный уровень, представить его Европе.
«Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить на Западе», — писал Дягилев Бенуа. И впоследствии ему удалось воплотить этот амбициозный план благодаря знаменитым Русским сезонам.
При этом мирискусники поначалу крайне осторожно относились к современной западной живописи. Например, Бенуа, который несколько лет жил во Франции, где бурно развивался
импрессионизм, писал своему другу Константину Сомову из Парижа:
«Вот приблизительный образчик Гогена: вода зеленая, песок желтый, небо красное, трава коричневая, гора лиловая, женщина желтая. Очень мило и весело. Я сначала подумал, что он хотел передать Таити с наивным пониманием туземца. Но нет, оказывается: он бретонскую деревню отражает с такой же примитивностью. Но, может быть, он желает передать бретонскую деревню с наивным пониманием бретонского мужика? Другой раз выставлял прославленный Ван Гог, молодой голландец. Он умеет рисовать, и даже довольно ловко, но картины и почти все этюды — шаржи, и неостроумные». Однако уже в 1899 году на новой экспозиции «Мира искусства» появились
Моне,
Ренуар и
Дега. Впрочем для выставки выбрали работы, близкие к
модерну, плавные и декоративные, и более-менее реалистичные.
Выставлялись мирискусники и за рубежом. Например, Бенуа организовал русский раздел на выставке в Мюнхене, где самыми популярными работами стали картины Константина Сомова. А уже в 1903 году в Гамбурге прошла его персональная выставка. В Германии представлял свои картины и
Лев Бакст, но слава к нему пришла только в 1910-х годах, когда он стал работать с Дягилевым в
Русских сезонах.
Распад В начале 1910-х годов в выставках «Мира искусства» стали участвовать
авангардисты —
Илья Машков,
Петр Кончаловский,
Наталия Гончарова.
«Мира искусства» нет, а вместo него — «Бубновый валет» с крошечным бледным отделением «Мир искусства». Гости… расположились как дома, с такой развязностью, что хозяевам почти не осталось места», — писала газета «Столичная молва» об одной из таких выставок. Участники «Мира искусства» не могли показать публике что-то новое. Дягилев вплотную занялся организацией Русских сезонов и перестал уделять внимание объединению.
После московской выставки в январе 1922 года
Роберт Фальк писал Александру Куприну:
«От выставки у меня осталось тоскливое ощущение. Мне кажется, что в искусстве необходим пафос, а этого нет. Все… мы какие-то кисло-сладкие, не жаркие и не холодные. Революция на нас весьма тяжело отозвалась, очень придавила к земле и сделала будничными». К 1924 году история «Мира искусства» завершилась.