АБСТРАКЦИОНИ́ЗМ

АБСТРАКЦИОНИ́ЗМ
Абстракционизм ― это направление в живописи, последователи которого отказываются от подражания реальности. Термин «абстракционизм» произошел от латинского слова abstractio, что в переводе означает «удаление, отвлечение».
Вместо явлений окружающей действительности объектами для изображений становятся формы, линии и цвета, а в основе выразительности композиций лежат отноше­ния между этими элементами.
С их помощью художники стараются показать, что реальность субъективна. Такой подход ― одна из важных характеристик абстракционизма.

Сложно точно определить, когда возникло абстрактное искусство. Большинство экспертов считают, что оно появилось в 1910 году, когда Василий Кандинский «создал первые абстрактные рисунки в качестве иллюстраций к своему теоретическому труду «О духовном в искусстве».

Первопроходцами абстракционизма называют Казимира Малевича, нидерландского художника Пита Мондриана, чеха Франтишека Купку, француза Робера Делоне. Часть искусствоведов полагает, что истоки абстрактного искусства можно найти в XIX веке — в произведениях американского художника Джеймса Уистлера и даже французского живописца Клода Моне. По их мнению, эти мастера уделяли больше внимания визуальным ощущениям, чем изображению объекта.

С начала XX века абстрактное искусство привлекло многих художников, его расцвет пришелся на 1950–70-е годы. Самыми известными стали представители школы абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Ли Краснер, Марк Ротко, Франц Клайн, Аршил Горки.
Начиная с 1910­-х к беспредметности стали обращаться многие русские художники — кто-­то ограничивался единичными экспериментами (как Наталия Гончарова в работе «Пустота» 1913 года); другие превращали ее в главный принцип своего искусства (например, Ольга Розанова), а также наделяли абстрактную живопись духовным содержанием и делали ее носителем философской идеи (как Василий Кандинский или Казимир Малевич).
А одни из первых абстрактных скульптур создал российский и американский конструктивист Наум Габо.
В статье использованы отрывки из книги Марии Швец «Главное в истории русского искусства».
Материалы по теме