И́МП-ÁРТ

И́МП-ÁРТ
Имп-артом, или импоссибилизмом, называют отдельное направление в оптическом искусстве. Его представители работают с «невозможными» объектами, то есть с такими, которые не подчиняются законам логики и не существуют в трехмерном пространстве. Эти объекты — разновидность оптической иллюзии.
Термин «имп-арт» пришел из английского языка. Словосочетание impossible art переводится как «невозможное искусство». Определение «импоссибилизм» ввел в обращение шведский искусствовед Тедди Бруниус.

Первые картины с невозможными в нашем трехмерном мире объектами появились примерно в XI веке. Во времена Средневековья художники использовали подобные элементы, чтобы усилить восприятие изображения. Например, нидерландский живописец Питер Брейгель Старший на своем полотне «Сорока на виселице» изобразил виселицу невозможной конструкции.

В XVIII веке гравюры с нарушением законов перспективы и пространственными противоречиями создавали английский художник Уильям Хогарт и итальянский график Джованни Баттиста Пиранези. В начале XX века французско-американский мастер Марсель Дюшан изобразил невозможный объект на рекламной афише — это был каркас кровати с искаженными линиями перспективы.

Самостоятельным направлением в искусстве имп-арт стал в XX веке. «Отцом невозможной фигуры» исследователи называют шведского художника Оскара Рутерсварда. В 1934 году он нарисовал первый подобный объект — невозможный треугольник из девяти кубиков. Всего за свою жизнь мастер изобразил более 2500 таких фигур.

В 1950-х годах английский математик Роджер Пенроуз повторно открыл невозможный треугольник. Однако, в отличие от Рутерсварда, он изобразил его в виде трех балок, которые соединялись друг с другом под прямыми углами.

Один из самых известных представителей имп-арта — нидерландский художник-график Мауриц Корнелис Эшер. В своих работах он часто использовал невозможные объекты, которые открыл Рутерсвард и дополнил Пенроуз.

К наиболее распространенным невозможным фигурам относят лестницу и треугольник Пенроуза, невозможный куб и невозможный трезубец. При столкновении с такими фигурами взгляд зрителя пытается восстановить реальную трехмерную структуру плоских изображений, но наталкивается на несоответствие. Часть из них можно превратить в реальные физические модели, например скульптуры, другие же воссоздать не получится.

Известный представитель имп-арта в России — художник и архитектор Вячеслав Колейчук, который создал целую серию невозможных объектов.
Материалы по теме