КСИЛОГРА́ФИЯ

КСИЛОГРА́ФИЯ
Термином «ксилография» называют один из видов печатной графики — печать с гравированной доски из дерева. Слово произошло из греческого языка: xylon обозначает «дерево», grapho — «пишу, рисую». На деревянной доске мастер вырезает изображение и на выпуклые части наносит краску. Затем он делает отпечаток на бумаге или другом материале. Если нужно получить многоцветный оттиск  эстамп, подготавливают несколько досок, на каждую из них наносят один цвет и печатают по очереди.
Гравюра на дереве может быть оригинальной, если автор вырезает на доске собственный рисунок, или репродукционной, когда мастер воспроизводит произведения других художников. В результате работы гравера каждый из оттисков считается равноценным произведением искусства, подлинником.

Ксилография возникла на Востоке: в Китае еще в VI веке печатали изображения с деревянных досок. До наших дней сохранилась гравюра в свитке «Алмазная сутра», датированная IX веком. На ней изображен Будда на троне в#nbsp;окружении святых и монахов. Позднее на Востоке появились гравированные книги, для которых текст и рисунки тоже вырезали на деревянных досках. В XIV–XVII веках в Китае ксилографиями иллюстрировали исторические романы, пьесы и книги об искусстве.

В Европе эта техника появилась в конце XIV века. На первых гравюрах изображали Богоматерь и святых. Ксилография стала распространенной и популярной в XV веке, особенно в книгопечатании. Выдающиеся произведения создавал немецкий художник Альбрехт Дюрер, ему принадлежит серия из 15 гравюр на дереве «Апокалипсис». В этой технике массово печатали листки с шуточными песнями, календари, агитационные листовки во время войн, азбуки и учебники для священнослужителей.

На Руси, как и в Европе, ксилография распространилась с книгопечатанием. Самые ранние отечественные гравюры относятся к XVI веку. Благодаря простоте и дешевизне техники в XVII веке именно таким способом стали массово тиражировать лубки — картинки с простыми образами и пояснительными надписями. Лубки печатали черно-белыми, а цветом дорисовывали вручную.

У русских профессиональных художников ксилография стала популярна на рубеже XIX–XX веков. В этой технике мастера создавали репродукции живописных картин и самостоятельные произведения, книжные иллюстрации. Например, известный график Владимир Фаворский иллюстрировал книги Александра Пушкина, Михаила Пришвина и других писателей.
Материалы по теме