НАТЮРМО́РТ

НАТЮРМО́РТ
Натюрмортом называют один из жанров изобразительного искусства. Термин произошел от французского nature morte, что переводится как «мертвая природа». На натюрмортах обычно изображают окружающие человека обыденные предметы — посуду, книги, цветы, овощи и фрукты. Мастера группируют их в гармоничные композиции.
До XVII века живописцы изображали предметы или снедь как часть исторических и жанровых картин: писали утварь, цветы, убитую дичь. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в Европе в XVII веке и достиг расцвета в творчестве голландских мастеров. У предметов на картинах живописцев могло быть символическое или аллегорическое значение — например, часы символизировали скоротечность времени.

В России во второй половине XVIII века натюрморты писали преимущественно студенты, которые изображали предметы во время упражнений в композиции. Первые натюрморты как самостоятельные произведения в русском искусстве относятся к 1820-м годам. Долгое время этот жанр считали «низшим» в отличие, например, от исторических полотен. Одним из мастеров натюрморта XIX века был живописец Иван Хруцкий. Он писал сложные композиции с обилием цветов и фруктов. А художники-передвижники изображали букеты и плоды в естественной композиции, как, например, на полотне Ильи Репина «Яблоки и листья».

Расцвет натюрморта в русском искусстве пришелся на конец XIX — начало XX века. Натюрморты писали Константин Коровин, Петр Кончаловский, Илья Машков и другие мастера. В этот период были созданы «Красные яблоки на синей скатерти» Игоря Грабаря, «Цветы и фрукты» Константина Коровина, «Фрукты на блюде» Ильи Машкова.
Материалы по теме