РЕАЛИ́ЗМ

РЕАЛИ́ЗМ
Реализм — это направление в европейском и русском искусстве XIX века. Он пришел на смену романтизму в живописи и литературе. В отличие от романтиков, художники-реалисты не искали красоту в повседневности, а стремились как можно точнее передать действительность.
В русской живописи главным в реалистическом направлении стал бытовой жанр. Мастера изображали сцены из повседневной жизни человека, его маленькие радости и беды. Другим ведущим жанром этого времени была сатира: художники высмеивали нравы и пороки общества.
Определяющим фактором в развитии реализма стали 1860-е — период Великих реформ Александра II и распространения народнических идей. Именно в это время в живописи усилилась критическая интонация и художники подвергали неприглядные стороны жизни серьезному анализу, превращая свои произведения в остросоциальные высказывания.
В русском изобразительном искусстве реализм был связан с творчеством передвижников — членов Товарищества передвижных художественных выставок: Ильи Репина, Ивана Шишкина, Ивана Крамского, Василия Перова и других. Живописцы обращались к актуальным проблемам: изображали нищих крестьян, неправедную жизнь духовенства, жадность чиновников.
Одна из основных задач живописи реализма — обличать несправедливость социального устройства и пороки современного общества. На знаменитой работе 1861 года Василий Перов изобразил деревенский крестный ход: на ступенях избы, шатаясь, стоит пьяный священник, перед ним по грязи бредет пьяная паства с перевернутой иконой и пустым окладом. Художник создал пессимистический образ не только духовенства, но и русского народа, находящегося на пороге глобальных реформ.
Передвижники создавали и пейзажи, изображали родную среднерусскую природу, неброские сельские виды. Пейзажи писали Иван Шишкин, Алексей Саврасов и другие мастера.

Русские писатели XIX века стремились объективно изображать жизнь, передавать психологическую достоверность характеров. Героями их произведений становились обычные люди, а не выдающиеся личности, как в литературе романтизма. К реализму относят позднее творчество Александра Пушкина: повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина» — а также произведения Федора Достоевского, Льва Толстого, Ивана Тургенева и других писателей.
В статье использованы отрывки из книги Марии Швец «Главное в истории русского искусства».
Материалы по теме