ОТКУДА ПОШЛА МОДА
НА КОРОТКИЕ СТРИЖКИ
У ЖЕНЩИН В XX ВЕКЕ?

Отвечает Марьяна Скуратовская, историк моды, автор портала «Культура.РФ»
ОТКУДА ПОШЛА МОДА
НА КОРОТКИЕ СТРИЖКИ
У ЖЕНЩИН В XX ВЕКЕ?
Отвечает Марьяна Скуратовская, историк моды, автор портала «Культура.РФ»
После Первой мировой войны женщины массово вышли на арену общественной деятельности, в условиях которой ухаживать за длинными волосами было практически невозможно.
В начале XX века в моде все еще были длинные платья и пышные прически. Однако ситуация постепенно менялась. Движение за эмансипацию достигло определенных успехов, и все больше женщин начинали вести активный образ жизни: заниматься спортом, работать, добиваться самостоятельности. Внутренняя свобода влияла и на изменение внешнего облика дам. Женский костюм медленно, но неуклонно упрощался, становился более практичным. А некоторые женщины решались даже на короткие стрижки.

В 1903-м коротко подстриглась французская писательница Колетт. В 1909-м это сделала актриса Эве Лавальер, чтобы сыграть подростка. На портрете работы Леона Бакста 1906 года Зинаида Гиппиус изображена с короткими рыжими кудрями. Таких примеров можно найти немало, однако в самом начале века это были только отдельные случаи. В основном женщины носили прически из длинных волос и даже добавляли к ним шиньоны. Если же женщине приходилось остричься, например из-за болезни, она предпочитала это маскировать. Например, жена писателя Леонида Андреева, по воспоминаниям их дочери, в такой ситуации «подвязывала себе локоны на тесемочке, когда одевала шляпку».

Все изменилось после Первой мировой войны: женщины массово вышли на арену общественной деятельности. Многие отправились на фронт в качестве сестер милосердия. В военных условиях ухаживать за длинными волосами было практически невозможно, к тому же белые платки полностью покрывали головы. Поэтому значительная часть сестер милосердия остригла волосы.

Ситуация в тылу тоже менялась. На оставшихся там женщин легла ответственность за заботу о семьях, многим из них пришлось заменить мужчин на рабочих местах. В стороне от тяжелой работы не оставались даже дамы высших социальных слоев. Поэтому женщины стали отказываться от лишнего, сложного, непрактичного.

Сын знаменитого художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара Жан вспоминал, как его в госпитале навещала жена брата. Она приехала в юбке до колен и с коротко подстриженными волосами: «Новый, никогда прежде не виденный облик Веры настолько меня поразил, что я не сразу понял смысл рокового известия. Мы помнили девушек с длинными волосами. Понятие женской прелести было для нас связано с прическами, и вдруг мы очутились перед новой Евой: за несколько месяцев она освободилась от символов своей зависимости. Наша раба, наша половина сделалась нашей ровней, нашим товарищем».

На роль революционерок, популяризовавших короткие стрижки в военную и послевоенную эпоху, претендовали многие известные женщины. Например, модельер Коко Шанель рассказывала, что однажды сушила волосы над газом, сожгла несколько прядей, и ей не оставалось ничего другого, кроме как остричь их. Другие подхватывали эту моду. Однако нельзя сказать, что короткую прическу ввела в моду конкретная женщина: этот тренд стал логическим продолжением изменения роли женщины в обществе.

За стрижками было легче ухаживать, особенно во времена, когда теплая вода и мыло были едва ли не роскошью. Они символизировали новую, освобожденную женщину, которая сама распоряжалась своей жизнью. С ними проще было двигаться и танцевать популярные в ту эпоху быстрые танцы. Короткие волосы гармонировали и с упростившейся одеждой — платьями, подол которых также укоротился.

Конечно, поначалу немногие отваживались на такой эксперимент. К тому же консерваторы критиковали новую моду. Однако чем дальше, тем больше короткие стрижки завоевывали мир, и уже к середине 1920-х даже те, кто не решался отрезать длинные волосы, укладывали их так, чтобы сымитировать модные прически «под мальчика».
В начале XX века в моде все еще были длинные платья и пышные прически. Однако ситуация постепенно менялась. Движение за эмансипацию достигло определенных успехов, и все больше женщин начинали вести активный образ жизни: заниматься спортом, работать, добиваться самостоятельности. Внутренняя свобода влияла и на изменение внешнего облика дам. Женский костюм медленно, но неуклонно упрощался, становился более практичным. А некоторые женщины решались даже на короткие стрижки.

В 1903-м коротко подстриглась французская писательница Колетт. В 1909-м это сделала актриса Эве Лавальер, чтобы сыграть подростка. На портрете работы Леона Бакста 1906 года Зинаида Гиппиус изображена с короткими рыжими кудрями. Таких примеров можно найти немало, однако в самом начале века это были только отдельные случаи. В основном женщины носили прически из длинных волос и даже добавляли к ним шиньоны. Если же женщине приходилось остричься, например из-за болезни, она предпочитала это маскировать. Например, жена писателя Леонида Андреева, по воспоминаниям их дочери, в такой ситуации «подвязывала себе локоны на тесемочке, когда одевала шляпку».

Все изменилось после Первой мировой войны: женщины массово вышли на арену общественной деятельности. Многие отправились на фронт в качестве сестер милосердия. В военных условиях ухаживать за длинными волосами было практически невозможно, к тому же белые платки полностью покрывали головы. Поэтому значительная часть сестер милосердия остригла волосы.

Ситуация в тылу тоже менялась. На оставшихся там женщин легла ответственность за заботу о семьях, многим из них пришлось заменить мужчин на рабочих местах. В стороне от тяжелой работы не оставались даже дамы высших социальных слоев. Поэтому женщины стали отказываться от лишнего, сложного, непрактичного.

Сын знаменитого художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара Жан вспоминал, как его в госпитале навещала жена брата. Она приехала в юбке до колен и с коротко подстриженными волосами: «Новый, никогда прежде не виденный облик Веры настолько меня поразил, что я не сразу понял смысл рокового известия. Мы помнили девушек с длинными волосами. Понятие женской прелести было для нас связано с прическами, и вдруг мы очутились перед новой Евой: за несколько месяцев она освободилась от символов своей зависимости. Наша раба, наша половина сделалась нашей ровней, нашим товарищем».

На роль революционерок, популяризовавших короткие стрижки в военную и послевоенную эпоху, претендовали многие известные женщины. Например, модельер Коко Шанель рассказывала, что однажды сушила волосы над газом, сожгла несколько прядей, и ей не оставалось ничего другого, кроме как остричь их. Другие подхватывали эту моду. Однако нельзя сказать, что короткую прическу ввела в моду конкретная женщина: этот тренд стал логическим продолжением изменения роли женщины в обществе.

За стрижками было легче ухаживать, особенно во времена, когда теплая вода и мыло были едва ли не роскошью. Они символизировали новую, освобожденную женщину, которая сама распоряжалась своей жизнью. С ними проще было двигаться и танцевать популярные в ту эпоху быстрые танцы. Короткие волосы гармонировали и с упростившейся одеждой — платьями, подол которых также укоротился.

Конечно, поначалу немногие отваживались на такой эксперимент. К тому же консерваторы критиковали новую моду. Однако чем дальше, тем больше короткие стрижки завоевывали мир, и уже к середине 1920-х даже те, кто не решался отрезать длинные волосы, укладывали их так, чтобы сымитировать модные прически «под мальчика».
«Культура.РФ» благодарит за вопрос Антона из города Ульяновска.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос Антона из города Ульяновска.
Материалы по теме