ЧТО ТАКОЕ «СУРОВЫЙ СТИЛЬ»
И КАК ЕГО ОТЛИЧАТЬ?

Отвечает Ирина Малахова, антрополог, автор портала «Культура.РФ»
ЧТО ТАКОЕ «СУРОВЫЙ СТИЛЬ»
И КАК ЕГО ОТЛИЧАТЬ?
Отвечает Ирина Малахова,
антрополог, автор портала «Культура.РФ»
Представители «сурового стиля» в своем творчестве отражали настоящую жизнь обычных рабочих и крестьян, их тяжелые будни.
Термином «суровый стиль» современники называли искусство СССР 1957–1962 годов. Произведения этого направления противостояли искусству соцреализма, которое приукрашивало действительность, демонстрировало всеобщий оптимизм и идеализировало эпоху коммунизма. Из-за этого соцреализм часто называли «стиль Сталин».

Представители же «сурового стиля», напротив, в своем творчестве отражали настоящую жизнь рабочих и крестьян, их тяжелые будни. Они воспевали героев труда, их энергию и силу воли.

Создателем и идеологом «сурового стиля» был художественный критик и историк искусства Александр Каменский. В декабре 1962 года он входил в оргкомитет выставки «30 лет МОСХ» в Московском Манеже. Каменский стремился искоренить стереотип отчетных выставок, на которых обычно демонстрировали парадные портреты советских вождей и картины, восхваляющие социализм. Поэтому он разместил на экспозиции в Московском союзе художников «Обнаженную» Роберта Фалька, «Плотогонов» Николая Андронова, «Натюрморт с черной курицей» Андрея Васнецова и другие работы, не соответствующие канонам соцреализма. Прибывший на выставку первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев устроил там настоящий скандал. Он резко раскритиковал работы художников, среди которых были Люциан Грибков, Владислав Зубарев, Вера Преображенская и другие. В их адрес летели яростные высказывания, например: «Безобразие, что это, осел хвостом писал или что?» или «И на радио, и на телевидении, и в печати поклонников этого выкорчевать!».
Термином «суровый стиль» современники называли искусство СССР 1957–1962 годов. Произведения этого направления противостояли искусству соцреализма, которое приукрашивало действительность, демонстрировало всеобщий оптимизм и идеализировало эпоху коммунизма. Из-за этого соцреализм часто называли «стиль Сталин».

Представители же «сурового стиля», напротив, в своем творчестве отражали настоящую жизнь рабочих и крестьян, их тяжелые будни. Они воспевали героев труда, их энергию и силу воли.

Создателем и идеологом «сурового стиля» был художественный критик и историк искусства Александр Каменский. В декабре 1962 года он входил в оргкомитет выставки «30 лет МОСХ» в Московском Манеже. Каменский стремился искоренить стереотип отчетных выставок, на которых обычно демонстрировали парадные портреты советских вождей и картины, восхваляющие социализм. Поэтому он разместил на экспозиции в Московском союзе художников «Обнаженную» Роберта Фалька, «Плотогонов» Николая Андронова, «Натюрморт с черной курицей» Андрея Васнецова и другие работы, не соответствующие канонам соцреализма. Прибывший на выставку первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев устроил там настоящий скандал. Он резко раскритиковал работы художников, среди которых были Люциан Грибков, Владислав Зубарев, Вера Преображенская и другие. В их адрес летели яростные высказывания, например: «Безобразие, что это, осел хвостом писал или что?» или «И на радио, и на телевидении, и в печати поклонников этого выкорчевать!».
Начав с портрета девушки А. Россаля, Хрущев стремительно направился к большой композиции Л. Грибкова «1917 год».
— Что это такое? — спросил Хрущев.
Чей-то голос сказал:
— 1917 год.
— Что это за безобразие, что за уроды? Где автор?
Люциан Грибков вышел вперед.
— Вы помните своего отца? — начал Хрущев.
— Очень плохо.
— Почему?
— Его арестовали в 37-м, а мне было мало лет.
Наступила пауза.
— Ну, ладно, это неважно, но как вы могли так представить революцию? Что это за вещь? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше рисует.
Журнал «Огонек», №49 от 14 декабря 1997 года
Ключевыми представителями «сурового стиля» были Таир Салахов, Виктор Попков, Гелий Коржев, Николай Андронов, братья Александр и Петр Смолины. Они считали себя последователями позднего творчества Александра Дейнеки — автора монументальных полотен на тему спорта. Вдохновляясь его стилем, «суровые» художники всегда четко прорисовывали линейные контуры фигур, что делало их полотна похожими на плакаты.

Живопись «сурового стиля» была достаточно мрачной: художники в основном использовали приглушенные цвета темной палитры. Лица горняков, нефтяников, шахтеров и представителей других опасных профессий на картинах всегда изображали бледными или пепельно-серыми, что олицетворяло их нелегкую судьбу.
Герой «сурового стиля» — это в первую очередь «просто человек» вне социальной иерархии, вне специальных различий внешности, возраста и пола, не знающий разделения на публичное и приватное, не признающий противопоставления «высокого» и «низкого» (все эти дифференциации для него есть результат «мещанства»). Это стремление к целостности говорит о типологическом отличии «сурового стиля» от предыдущей культурной парадигмы. Если позднесталинское искусство, как уже отмечалось, было изображением «конца», то есть итога, триумфа, завершения истории, то «суровый стиль» — изображение «начала».
Алексей Бобриков. «Суровый стиль: мобилизация и культурная революция»
Материалы по теме