Александр Птушко. «Сказки утешают»

Перепробовав множество профессий, свое призвание он нашел в кинематографе — в фильмах, сочетающих приемы киносъемки и анимации. Александр Птушко — один из немногих режиссеров, которым удалось осуществить самые несбыточные детские мечты.
В 1927 году Птушко пришел конструктором кукол на киностудию «Мосфильм», а в 1932-м снял фильм «Властелин быта». Три года спустя, в 1935-м молодой режиссер снял картину «Новый Гулливер», потрясшую не только зрителей Советского Союза, но и весь мир.
Успех «Нового Гулливера», где вместе с настоящими актерами играли полторы тысячи кукол, был феноменальным. Картину смотрели во Франции и США, Дании и Нидерландах, в Исландии и Бельгии. Появление «Гулливера» стало одним из стимулов для создания национальной анимационной студии.
«Отец вспоминал, что, когда «Новый Гулливер» появился на экранах, все вдруг заговорили об актуальности и злободневности. Марширующих лилипутов сравнивали с фашистами. А когда фашизм пошел по Европе, фильм обрел второе дыхание. Все отказывались видеть в этом просто сказку. <…> Отец недоумевал: «Неужели они не видят главного: человек и кукла — равные партнеры. Я создал новый мир, а они тянут его в свой, я создал сказку, а вы ищете в ней обычную жизнь!»
Наталья Птушко, дочь режиссера
Птушко вполне мог бы остаться небожителем и почивать на лаврах, но он продолжал экспериментировать, и уже следующий его фильм, «Золотой ключик», снимался по иным технологиям, с иными куклами
.
Во время войны
Александр Птушко оказался в эвакуации
в Алма-Ате, где работал над картинами, далекими от жанра сказки. Но ни на одном из проектов он не был самостоятельным режиссером: ему поручали то комбинированные съемки, то эпизоды с батальными сценами, то ставили его в пару к другому режиссеру. Птушко не сдавался: «Война кончится, и людям опять понадобятся сказки. Они утешают». Сказки понадобились уже в 1945 году, и режиссер вернулся к любимому жанру, став художественным руководителем фильмов «Пропавшая грамота» и «Теремок», а уже в 1946-м снял собственную картину «Каменный цветок».
Следующей победой Александра Птушко была экранизация знаменитой былины о Садко, а в 1956 году с не меньшим успехом, чем когда-то «Новый Гулливер», прошел фильм «Илья Муромец» — первая в Союзе широкоэкранная лента. В истории кинопроката США «Илья Муромец» стал настоящей легендой, хоть и шел под названием «The Sword and the Dragon» («Меч и дракон»).
Одна из самых красивых сказок советского кино — «Алые паруса» — тоже творение великого Птушко. Тут режиссер уже не стремился быть первым: его интересовала только история любви, написанная другим мечтателем — Александром Грином
.
«Все свои миры отец видел почти реально и верил в их существование. Он их не придумывал, они сами приходили к нему. Порою страшные, потусторонние миры. Ярче всего они проявились в фильме «Вий». Отец чуть приоткрыл их, и зритель испугался»
Наталья Птушко

Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна