Спектакли о театре

Театральный режиссер Владимир Немирович-Данченко
говорил: «Театр — это актер… и театральное искусство есть прежде всего актерское искусство». Популярные российские спектакли о закулисной жизни артистов, режиссеров и костюмеров — в подборке портала «Культура.РФ».

«Все о Еве»

Комедия «Всё о Еве» снята по мотивам постановки Александра Бурдонского «Шарады Бродвея». Действие спектакля происходит в одном из бродвейских театров 1930-х годов — времени классического джаза и степа. Звезда Бродвея Марго Крейн — театральная актриса, которая избалована любовью многочисленных поклонников. Ее жизнь проходит среди ярких огней рампы и шума аплодисментов. Но в труппе театра появляется опасная соперница — юная и очаровательная Ева Харрингтон. Перед зрителем предстает оборотная сторона жизни знаменитых театральных артистов. Спектакль о соперничестве двух актрис с неизменным аншлагом проходил в Театре Советской армии
более 350 раз.

«Таланты и поклонники»

Постановка «Таланты и поклонники» стала дебютным спектаклем режиссера Миндаугаса Карбаускиса
в Театре Маяковского
. В его основу легла одноименная пьеса Александра Островского
. По сюжету молодая актриса Александра Негина стоит перед жизненным выбором: честная бедная жизнь с любимым человеком или перспектива блестящей актерской карьеры с нелюбимым, но богатым спутником жизни.
Сценограф Сергей Бархин создал для постановки лаконичные декорации: одно пианино здесь выступает и в качестве стола, и хранилища для стульев, и даже паровоза, на котором главная героиня уезжает в новую жизнь. Впрочем, вся квартира Негиной становится своеобразным театральным миром: черный отполированный поворотный круг с декорациями то ускоряется, то тормозит, а герои то вступают на эту импровизированную сцену, то сходят с нее.

«Куклы»

В основе спектакля — пьеса испанского драматурга Хосинто Грау 1921 года. Ее успешно ставили за рубежом, но в Советском Союзе и России она даже не была переведена. В 2004 году первый, еще не опубликованный перевод принесли режиссеру Московского театра на Юго-Западе
Валерию Беляковичу. Он адаптировал пьесу для сцены, добавил персонажей и превратил фантастическую историю Грау в собственный театральный спектакль.
История рассказывает о театральной труппе синьора Пигмалиона. Все артисты Пигмалиона — куклы, однако они умеют разговаривать и мыслить. Их шоу настолько популярны, что публика перестает посещать традиционные театры. Оригинальные роли марионеток исполнили Евгений Бакалов, Валерий Афанасьев, Ольга Иванова, а образ кукловода на сцене воплотил сам режиссер Валерий Белякович.

«Костюмер»

Режиссер Евгений Арье поставил спектакль «Костюмер» по одноименной пьесе британского драматурга Рональда Харвуда. Главный герой — костюмер, который всю жизнь шьет наряды для звезды британской театральной труппы, сэра Джона. Актер уже очень стар, болен, но никак не хочет покидать сцену. Эту пьесу Харвуда считают отчасти автобиографической: в молодости будущий драматург какое-то время служил костюмером известного актера — сэра Доналда Волфита.
Роль старого костюмера Нормана сыграл Зиновий Гердт, а партию капризного актера исполнил Всеволод Якут. Закулисье театральной жизни воплотил на сцене художник-постановщик Дмитрий Крымов. В течение спектакля он представляет зрителям и обшарпанное пространство за декорациями, и привычное убранство сцены, и гримерку сэра Джона.

«Священные чудовища»

Спектакль Александра Вилькина рассказывает о жизненных перипетиях театральных актеров — «священных чудовищ». Главная героиня — актриса Эстер. На сцене она — на пике своей славы, однако в семье у артистки не все гладко. Прима театра стойко переносит удары судьбы: умение «держать удар» — часть ее актерского мастерства.
Главную роль исполнила Вера Васильева
 — этот спектакль поставили специально для ее бенефиса. Актриса сама выбрала пьесу «Священные чудовища» Жана Кокто, роль и режиссера.

«Милый лжец»

В основу этого спектакля легла пьеса американского журналиста Джерома Килти. Он создал ее, использовав переписку, которую в течение многих лет вели драматург Бернард Шоу и актриса Стелла Патрик Кэмпбелл. Жанр документальной драмы позволил зрителям увидеть великих людей театра в разные периоды их жизни: в годы любви и успеха, страдания и одиночества.
В 1976 году Анатолий Эфрос
снял телеверсию «Милого лжеца» — знаменитого мхатовского спектакля, который пятнадцать лет шел в театре. По признанию Эфроса он хотел «удачно зафиксировать» постановку режиссера Иосифа Раевского, которого уже не было в живых.

«Комики»

На Малой сцене Театра Моссовета
эту пьесу американского драматурга Нила Саймона поставил Борис Щедрин. Главные роли режиссер предложил актерам-патриархам Моссовета — 82-летнему Борису Иванову и 75-летнему Анатолию Адоскину.
Они сыграли престарелых бродвейских комиков-соперников: один — пятнадцать лет подряд носит одну и ту же одежду и коротает дни в заштатном отеле, другой же — выглядит настоящим щеголем и живет на вилле у дочери. И вот им снова суждено выступить вместе в одном ретрошоу на телевидении, а заодно заработать хорошие деньги. Но старики не могут перестать ругаться: ревность к успеху другого, обиды и обвинения переходят из жизни театральной в реальную.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна