Музей-памятник «Исаакиевский собор»

Официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского, сегодня крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, был построен в 1818–1858 годы по проекту французского архитектора Огюста Монферрана.

Официальное название — собор Преподобного Исаакия Далматского, сегодня крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, был построен в 1818–1858 годах по проекту французского архитектора Огюста Монферрана.
Строительство храма шло несколько десятилетий под личным контролем сначала императора Александра I, затем Николая I. Освящение храма состоялось 30 мая (11 июня по новому стилю) 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Григорием (Постниковым). Церемония освящения длилась почти 7 часов, в ней участвовали более тысячи певчих и весь двор во главе с императором Александром II. Северный алтарь, во имя святой Екатерины, освящался во второй день, 31 мая, а южный алтарь, во имя святого Александра Невского, — 7 июля.
Ставший знаменитым на весь мир Исаакий был четвертым собором, построенным в честь Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге.

История создания

Первый Исаакиевский храм был создан в 1707 году по указу Петра I во имя преподобного Исаакия Далматского (в день памяти которого по юлианскому календарю родился император Петр I). Архитектурного проекта как такового не было, церковь переделали из деревянного амбара, находившегося рядом с Адмиралтейством. Но именно в этом храме в феврале 1712 года венчались император Петр I и Екатерина Алексеевна, ставшая императрицей Екатериной I. Судьба икон из первой церкви неизвестна.
Второй каменный Исаакиевский собор был возведен архитектором Георгом Маттарнови, автором Кунсткамеры. Храм было решено строить ближе к берегу Невы, примерно там, где теперь стоит знаменитый «Медный всадник». Петр I хотел видеть Исаакиевскую церковь похожей на храм Святого Петра в Риге. В 1723 году Петр I подписал указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Но уже в 1724 году директор Канцелярии от строений Сенявин объявил о повреждении свода, церковь из-за близости Невы стала оседать.
7 июня 1725 года Канцелярия от строений определила построить новый свод, а Екатерина I повелела изготовить для церкви ангела с крестом. Освящение Исаакиевской церкви состоялось 30 мая 1727 года, и первую деревянную церковь сразу же разобрали.
Новый храм простоял недолго, 21 апреля 1735 года от молнии загорелся шпиль и весь храм сгорел.
Реставрацию поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини, по его проекту были заново сложены своды и купол, а также обновлена внутренняя и наружная отделка. Восстановление закончилось в 1746 году, но близость к Неве делала фундамент здания неустойчивым. Поэтому в 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, по проекту Антонио Ринальди, уже на новом месте, значительно дальше от берега.
Якоб Штелин, художник-медальер, директор всех художеств при Российской Академии наук, в своих записках о петербургской архитектуре писал: «Чертеж этой церкви исполнен государственным архитектором Ринальди, а осуществление постройки по изготовленной для этого модели возложено на сенатского архитектора Виста под главным надзором господина генерал-лейтенанта графа Брюса. Она должна стать самой большой и пышной церковью, какой никогда ещё не было в Российском государстве». Ринальди уже построил дворец Петра III в Ораниенбауме, дворец на Петровском острове в Петербурге и начал строительство Мраморного дворца. Третий Исаакиевский собор планировалось построить пятиглавым и выполнить в тех же благородных тонах серого мрамора, что и Мраморный дворец. Его колокольня должна была перекликаться с колокольней собора Петропавловской крепости.
Но строительство собора затянулось на долгие годы и в упрощенном виде — с одним куполом — собор был достроен архитектором Винченцо Бренной уже при Павле I. А мрамор, предназначавшийся для собора, Павел приказал использовать «для делания в Петропавловском соборе гробниц». Одной — для недавно умершей Екатерины II, другой — для Петра III, прах которого Павел приказал перенести из Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

Август Монферран

Приземистый собор явно не мог претендовать на звание главного храма столицы, и император Александр I, получивший трон в результате заговора против собственного отца, объявил о его перестройке. К тому времени богослужения в соборе уже не велись.
В конкурсе приняли участие лучшие архитекторы страны — Воронихин, Захаров, Кваренги, Тома де Томон и другие, но их проекты не предусматривали сохранение в память о великих предках алтарной части старого храма, посему и ни один из них не получил одобрения Комиссии во главе с императором Александром I.
Все изрядно удивились, когда Александр поручил строительство собора неизвестному в России французскому архитектору Огюсту Монферрану. Последний получил высочайший заказ благодаря своей расторопности. После отречения Наполеона архитектор Монферран решил продолжить карьеру зодчего в России и умудрился вручить русскому императору Александру I, который в это время был в Париже, папку со своими проектами, среди которых был и проект памятника самому Александру. На титульном листе альбома была выведена каллиграфическая надпись: "Разные архитектурные проекты, представленные и посвященные Его Величеству императору всероссийскому Александру I Августом Монферраном, членом Французской Академии архитектуры. Париж. Апрель, 1814". Альбом Монферрана царю понравился и он пригласил архитектора на службу в Россию.
В 1816 году Монферран прибыл в Санкт-Петербург и отправился к тогдашнему начальнику Комитета, инженеру Бетанкуру, с рекомендательным письмом от известного парижского часовщика Абрама-Луи Бреге. По большому счету его в столице никто не ждал. Удача улыбнулась архитектору лишь тогда, когда Александр I попросил Бетанкура поручить кому-нибудь разработку проекта реконструкции Исаакиевского собора. Монферран опять подготовил прекрасный альбом (а рисовальщик он был отменный), где изобразил 24 варианта Исаакия, выполненные в разных стилях от античного до китайского и индийского.
21 декабря 1816 г. Монферран был назначен придворным архитектором с невероятным для того времени окладом в 3 тысячи рублей в год.

Строительство собора

26 июля 1819 года состоялась торжественная закладка собора. Строительство началось с возведения сложного фундамента, укрепленного десятью тысячами (точнее 10 762) просмоленных сосновых свай. Фундамент обошелся казне в несколько миллионов рублей, и завистники архитектора инициировали проверку, по итогам которой стройку заморозили на несколько лет. Но растрату, которую могли бы повесить на Монферрана, не обнаружили.
Одновременно со строительством фундамента, которое было завершено в 1827 году, в каменоломнях неподалеку от Выборга добывали гранит для колонн. Тогда по городу ходил следующий анекдот. «Когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую… Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую». — «Причём здесь мы?» — ответили из Петербурга. — «Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К», — пришёл ответ из Америки».
Затем, еще до возведения стен, были установлены колонны четырех больших портиков. Тяжеленные колонны ставились вертикально по уникальной технологии, разработанной Бетанкуром, всего за 40 минут. Установка 48 колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна весом 114 тонн (крайняя колонна справа в первом ряду северного портика) была установлена 20 марта 1828 года, под ее основание была положена свинцовая коробка с платиновой медалью с изображением Александра I. Последнюю колонну установили 11 августа 1830 года.
Примечательно, что стройматериалы доставлялись от берегов Невы, куда их привозили на судах, по рельсам, и это еще до строительства первой железной дороги. С 1830 по 1836 годы возводились стены и подкупольные пилоны. Затем, до 1841 года шло сооружение сводов, барабана купола и четырех колоколен. Каждая из 24 колонн с ангелом на вершине, которые установили вокруг центрального купола на высоте 40 метров, весила 64 тонны.
Купол храма заслуживает отдельного упоминания, так как Монферран хотел сделать купол максимально легким без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим, таким образом, купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек (после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора — в 1828).
Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда, на его создание пошло 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. На отделку куполов ушло 100 кг золота. Купол состоит из трех оболочек, пространство между ними заполнено гончарными горшками для лучшей теплоизоляции.
Высота храма — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4 тыс. кв. м. Внутри собор отделан мозаикой (всего 62 мозаики общей площадью более 600 кв. метров), Монферран хотел перевести все живописные произведения в более прочные мозаичные картины. В соборе три алтаря, главный посвящен Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному князю Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, афганским лазуритом, золоченой бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года, в них приняли участие знаменитые русские художники: Бруни, Брюллов, Бурухин, Шебуев, Рисс и скульпторы Витали, Клодт, Пименов. Внутреннее убранство собора украсили 150 панно и картин ведущих художников XIX века, а также потолочный плафон, расписанный Карлом Брюлловым. Работа под куполом оказалось роковой для Брюллова, обострился туберкулез, он вынужден был прервать работу и уехать на лечение в Италию.
Храм Исаакия Далматского стал самым дорогим в Европе. Он обошёлся казне в 23 миллиона рублей без учета стоимости церковной утвари. Говорили, что Монферрану за труды пожаловали из казны 40 тысяч рублей и медаль с бриллиантами.
Ровно через месяц после освящения собора, строительство которого шло 40 лет, 28 июня 1858 года Монферран скончался от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесённого воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но это не разрешил император Александр II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг Исаакиевского собора, в этом же храме провели панихиду. Вдова архитектора увезла его тело во Францию, где он упокоился на Монмартрском кладбище.

Храм в XX веке

После революции храм был разорен, в 1922 году для нужд голодающих Поволжья из него было изъято 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. В 1928 году церковные службы были запрещены, а в 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.
Во время блокады Исаакий стал хранилищем музейных ценностей дворцов-музеев пригородов Ленинграда, и других музеев. Купол собора был покрыт маскировочной краской, и собор практически не пострадал во время войны.

Исаакиевский собор сегодня

Сегодня храм имеет статус музея и находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», в соборе проходят церковные службы и музыкальные концерты.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна