Включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Образец традиционного русского деревянного зодчества. Ансамбль составляют два многокупольных деревянных храма и шатровая колокольня.

Включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Образец традиционного русского деревянного зодчества. Ансамбль составляют два многокупольных деревянных храма и шатровая колокольня.
Короткое слово «Кижи» известно не только в нашей стране. К одному из 1650 островов Онежского озера каждое лето причаливают сотни теплоходов с туристами со всех концов света, чтобы увидеть единственную в мире 22-главую деревянную Преображенскую церковь, ее архитектурное эхо — Покровскую церковь — и объединяющую два храма в слаженный ансамбль колокольню.
Название острова созвучно карельскому слову «кижат», что означает «игрища». Археологи считают, что в далекой древности люди собирались на острове для проведения языческих обрядов. Позже на пологом удобном острове возникло поселение. В XVI веке остров Кижи стал центром Спасского погоста. В наше время погостом называют кладбище, а давным-давно на Русском Севере этим словом обозначали сельский округ, в главном селе которого строили церковь. Так в Кижах появились две церкви: Преображенская и Покровская. Когда молния ударила в здание старой Преображенской церкви, сельский сход постановил выстроить новую, какой еще люди не видывали. Двадцать два купола Преображенской церкви вознеслись в северное небо в 1714 году. Десять лет работали плотники в Кижах. Легенда называет имя только одного из мастеров — Нестора, который закончил работу и закинул топор в Онежское озеро со словами: «Не было такой никогда — и не будет более!»

Преображенская церковь

Преображенская церковь состоит из трех восьмигранных срубов — «восьмериков», поставленных ярусами друг на друга и уменьшающихся кверху в пропорции 18 м — 6 м — 3 м. К нижнему ярусу по сторонам света добавлены четыре «прируба» — четырехстенные пристройки. Такая композиция придает церкви пирамидальную устремленность ввысь. В XVIII веке она была одним из самых высоких зданий в России — 37 метров. Главное украшение церкви — 22 купола разного размера, установленные на «бочках», — кровле, повторяющей силуэты куполов. Плотники соединили систему защиты от воды и архитектурные элементы в одно целое, обеспечив зданию сохранность в суровом климате северного острова.
Сложнейшая конструкция Преображенской церкви выполнялась только топорами. Острый срез от удара топора не рвет дерево, как пила, не позволяет деревянным бревнам впитывать воду. Считается, что при строительстве Преображенской церкви не применялись гвозди. Действительно, гвоздями (сначала деревянными нагелями, а позднее коваными) прикреплены только чешуйки лемеха, покрывающего главки. Северные зодчие понимали красоту дерева. Лемех для покрытия куполов делали из осины — этот сорт древесины со временем принимает зеркальные свойства. Расположенные под разными углами чешуйки то отливают серебром в белые ночи, то вспыхивают ярким огнем на восходе, то становятся голубыми, как северное небо.
Внутреннее убранство Преображенской церкви строго, даже сурово. Северяне не любили ни ярких фресок, ни нарядной резьбы. Главными украшениями храма были иконостас и «небо» — расписной потолок. Четырехъярусный иконостас из 102 икон составлялся постепенно, почти 100 лет, и его золоченая резьба XVIII века очень красива, но не соответствует общему настроению церкви. Огромная Преображенская церковь была «летней», неотапливаемой. Для богослужений зимой через полвека рядом возвели «зимнюю» Покровскую церковь. Девять глав храма, образующих ажурную корону, повторяют силуэт Преображенской церкви. Можно найти ракурс, при котором ажурная корона глав Покровской церкви красиво совмещается с хороводом куполов Преображенской. Украшена Покровская церковь скромно, зубчатым поясом вокруг фронтона. Это не только декоративный элемент, но и хитроумная система защиты от влаги. За каждым зубчиком вырезан желобок, где собирается дождевая вода, а на нижних зубцах устроены водометы, чтобы отбрасывать воду от стен. Внутри церкви взамен утраченного при реставрации в 1950 году установлен иконостас из икон XVII–XVIII веков.
Колокольня — третье и самое молодое здание Кижского погоста — построена в 1862 году. Жители Кижей наняли десятерых плотников для перестройки обветшалой колокольни и помогали мастерам всем селом. Заметно, что колокольне хотели придать «современный», городской вид. Ее стены обшиты досками, словно прячут простые бревенчатые стены. Древние мастера никогда бы не стали делать фальшивые входы только ради украшения. С высоты 30 метров звон колоколов разносился по воде на многие километры. Рубленая ограда на фундаменте из мощных валунов очерчивает ансамбль драгоценных зданий. Она восстановлена в 1950 году артелью мастера Мышева по старинным рисункам.
Кижский погост стал основой для создания первого в нашей стране музея под открытым небом — Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». Территория музея занимает 10 тысяч гектаров и бережно хранит 76 старинных деревянных построек, в том числе древнейшую в России церковь Воскрешения Лазаря; более 30 тысяч предметов крестьянского быта и около 500 прекрасных икон. В этом необычном музее можно не только любоваться экспонатами и слушать рассказ увлеченного экскурсовода. Музей населен мастерами и мастерицами, которые на ваших глазах расскажут и покажут секреты народных ремесел. Особенно повезет тем гостям Кижей, кто попадет на красочные и веселые народные праздники, фестиваль колокольных звонов и Кижскую регату.

Интересные факты

Для изготовления лемехов мастера тщательно выбирают осину. Ни молодая, ни старая древесина не годится. Самый опытный плотник в день может сделать 30 лемехов, так что для одной церкви потребуется около двух лет. А для 22 куполов? В 2014 году закончилась колоссальная реставрация Преображенской церкви. Замены требовали 20–30% бревен. Поднимали огромную постройку древнейшим способом, при помощи рычагов — ваг, как и 400 лет назад.
Иконостасы северных храмов логически переходят в роспись потолка, который называется «небо». Лучшая в России коллекция «небес» из Кижского музея выставлялась в Италии. Это была первая выставка из фондов музея, отправленная в Европу. Зимой на остров Кижи можно прилететь на вертолете, доехать на снегоходах, санях и даже собачьих упряжках.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Наименование объекта: «Колокольня (деревянная)»
Регистрационный номер: 101410036630006
Регистрационный номер: 371410022570006
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна