Смоленская крепостная стена была возведена в конце XVI века на месте более ранней деревянной крепости легендарным русским зодчим Федором Конем.

Сохранились 18 башен Кремля, у каждой есть собственная интересная история.

История создания

На протяжении многих веков западные границы русских земель находились под охраной Смоленска. При Иване Грозном город был окружен деревянной крепостной стеной. Но к концу XVI века, с развитием артиллерии, она уже не могла служить надежной защитой. Решено было возвести каменную стену. Доверили важное государственное дело известному мастеру Федору Коню.
Материалы готовили и собирали всем миром. К весне 1596 года подготовительные работы были закончены и работа закипела. На период возведения стены Борис Годунов строжайше запретил всем своим подданным, независимо от рода и звания, вести какое бы то ни было каменное строительство. Все силы были отданы этой «всероссийской» стройке. Здесь ежедневно трудились до шести тысяч человек, согнанных со всех городов и весей. За первые четыре года крепостная стена в основном была закончена, но еще года два продолжались мелкие работы. В 1602 году ее освятили, а присланный Борисом Годуновым образ — список с древней чудотворной Смоленской иконы Богоматери «Одигитрия» (в переводе с греческого — «Указующая путь») — поместили над вратами Днепровской башни (ныне Фроловской). Накануне знаменитой Бородинской битвы ее пронесли по всему лагерю, благословляя русских воинов на ратные подвиги.
Чтобы сделать стену неприступной, в дно котлована вбивали дубовые сваи, пространство между которыми заполняли утрамбованной землей, а поверх них — новый ряд. На этот «частокол» укладывали крест-накрест толстые бревна и засыпали щебнем и землей. Фундамент выкладывали из каменных блоков. А под ним проделывались «слухи» — лазы для выхода за пределы стены. Средняя часть стены состояла из двух вертикальных кирпичных стен, между которыми засыпался булыжник и заливался известковый раствор. В ней были проложены ходы для сообщения с башнями, кладовые боеприпасов, ружейные и пушечные бойницы, расположенные на трех уровнях. А по верху пустили зубцы, в виде ласточкиного хвоста, точь-в-точь как на Московском Кремле.
Прочность такой громады не вызывала и тени сомнения, однако у нее была ахиллесова пята. Осень 1600 года выдалась голодной. Обозленные бескормицей рабочие подняли бунт, требуя хлеба. Даже царю отправили послание, которое подписал и Федор Конь. Борис Годунов приказал увеличить рабочим жалование, заморозить цены на хлеб, но «писателей» при этом строго наказать. Обиду за порку батогами архитектор два месяца заливал вином. Его подручный, боярский сын Андрюшка Дедюшин за дело не радел, и работа была выполнена плохо. Позже, в 1611 году, он выдал секрет плохо укрепленного участка восточной стены полякам. Именно в этом месте завоевателям удалось сокрушить мощь стен и ворваться в Смоленск.

Башни крепости

Роль особого места и главного украшения крепости была отведена башням. Они предназначались для наблюдения, ведения трехъярусного боя, защиты ворот и укрытия войск, были оборудованы устройствами для сбрасывания камней и выливания горячего вара на головы врагов. Ни одна из них не была похожа на другую, ни по форме, ни по высоте. В девяти башнях имелись проезжие ворота. Через главные — Фроловской башни — открывалась дорога в столицу.
Интересно, что все 38 башен имели имена. Например, башня Никольская получила название от древнего храма Св. Николая, возле которого она и была построена, Копытенская — от слова «копыта» (через нее гоняли скот на пастбище), Водяная (Воскресенская) — из-за водопровода, берущего в ней начало, а Веселуха — за чудесный вид на предместье города. Кстати, на Веселуху можно и теперь подняться, чтобы полюбоваться тем самым веселящим видом Днепра и города.
Однако не только пейзажи, открывающиеся со стен крепости, радуют глаз. Во всех своих работах Федор Конь умел сочетать функциональность и красоту. Так, бойницы обрамлены декоративными наличниками и выкрашены в красно-коричневый цвет, у прямоугольных башен сделаны один или два карниза, расположенных под зубцами, а у круглых они имеют вид валика.
Сегодня можно увидеть только макет крепостной стены. Он представлен в экспозиции первой из отреставрированных башен — Громовой. Масштаб всех построек с детальной скрупулезностью воссоздан по старинным чертежам и документам.
За четыре столетия от смоленской твердыни осталась лишь половина: три километра стен и семнадцать башен. Северо-восточный участок стены вдоль Днепра разобрали еще в XIX веке, западный ‪— в 30-е годы прошлого века. Несмотря на это, израненная и постаревшая, она не утратила былого величия и все так же поражает грандиозностью замысла русского зодчего.

Архитектурные и технические особенности

Построена в 1595–1602 годах
Протяженность — 6,5 километров (сохранилось 3 километра)
Ширина стен — 5,2–6 метров
Высота стены — 13–19 метров
Всего башен — 38 (сохранилось 17)
Расстояние между башнями — примерно 150 метров
Проезжие ворота были в 9 башнях
Главная проезжая башня — Фроловская (Днепровская), через которую проходил выезд к Москве

Федор Конь

Родился в 1556 году в семье тверского плотника Савелия Петрова, который и научил его азам профессии. Оставшись сиротой, работал в строительных артелях, зарабатывая себе на кусок хлеба тяжелым трудом, за что и получил прозвище «Конь». В 17 лет, заступаясь за товарища, чуть не задушил немца-опричника. Спасаясь от наказания, бежал за границу. В этом ему помог итальянский инженер, строитель Опричного двора Иоганн Клеро, который отправил его учиться каменному делу в Страсбург. В 1584 году Федор Конь возвращается в Москву, получив на то царское разрешение. Первой крупной работой талантливого мастера стало строительство укреплений московского Белого города с 27 башнями (1586–1593). Другие его работы, отличающиеся выдающимся архитектурным мастерством: Смоленская крепостная стена, ансамбль Пафнутьева монастыря в Боровске и ансамбль Болдинского монастыря под Дорогобужем. О последних годах его жизни ничего не известно. В память о нем около башни Громовая в Смоленске в 1991 году установлен памятник.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна