12+

Георг Фридрих Гендель (к 330-летию со дня рождения). «Альцина» — опера в концертном исполнении

2015
195 мин
Россия
Начать просмотр

Бенджамин Хьюлетт

Один из ведущих теноров Великобритании Бенджамин Хьюлетт учился в GuildhallSchoolofMusicandDrama в Лондоне и в Новом колледже в Оксфорде. На протяжении нескольких лет Бенджамин Хьюлетт является штатным солистом Гамбургской государственной оперы, где его репертуар включает партии Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Жакино («Фиделио» Бетховена), Оронта («Альцина» Генделя), Арбаса («Идоменей» Моцарта), Арнальты («Коронация Поппеи» Монтеверди). Ангажементы в других оперных театрах включают роли Оронта («Альцина» Генделя в Баварской государственной опере), Феррандо («Так поступают все» Моцарта в GrangeParkOpera), Джокондо («Пробный камень» Россини во Фрайбургской опере), Дона Оттавио («Дон Жуан» Моцарта в Уэльской национальной опере). Он также выступал в Нидерландской опере, Лондонской Королевской опере Covent Garden, парижском Theatre du Chatelet и Римской опере.

На концертной эстраде Бенджамин Хьюлетт сотрудничал с такими дирижерами, как Саймон Рэттл, Эндрю Дэвис, Роджер Норрингтон, Филипп Херрвег, Владимир Юровский, Джон Элиот Гардинер, Фридер Берниус, Кристофер Хогвуд, Джеффри Тейт, Джеймс Конлон и Фабио Бьонди. Его выступления проходили на фестивале BBC Proms в Лондоне, Генделевском фестивале в Халле, в амстердамском Concertgebouw, лейпцигском Gewandhaus, а также в концертных залах Мадрида, Рима, Гранады, Роттердама, Мюнхена и Зальцбурга. Помимо концертного и оперного репертуара певец уделяет большое внимание камерным программам, которые представлял на Бакстонском фестивале, в Гамбургской государственной опере, Национальной портретной галерее и Wigmore Hall в Лондоне.

Ангажементы певца последних нескольких лет включают несколько спектаклей в Гамбургской государственной опере («Так поступают все» и «Волшебная флейта» Моцарта), а также выступления в амстердамском Concertgebouw («Армида» и «Времена года» Гайдна с дирижером Бруно Вайлем), венском Musikverein (заглавная роль в оратории Гайдна «Возвращение Товия»), концерты с Венецианским барочным оркестром («Поединок Танкреда и Клоринды» Монтеверди) и Гамбургским симфоническим оркестром (Серенада для тенора Бриттена). В этом сезоне он выступает в Уэльской национальной опере («Волшебная флейта» Моцарта), амстердамском Concertgebouw («Страсти по Иоанну» Баха с Королевским оркестром Concertgebouw), дебютирует на Глайндборнском оперном фестивале («Саул» Генделя), поет в венском зале Musikverein («Саул» Генделя с Николаусом Арнонкуром).

Бенджамин Хьюлетт принимал участие в записях ораторий Генделя «Мессия» (с Штутгартским барочным оркестром) и «Оживленный, задумчивый и умеренный» (с оркестром Collegium Cartusianum), песен Вольфа, вокальных сочинений Тернеджа, Кнуссена и Суэйна и серенады Джона Экклса «Суд Париса» (с оркестром EarlyOperaCompany).

Алина Яровая

Алина Яровая родилась в Луганске (Украина), окончила Донецкую государственную академии им. С.С. Прокофьева. Дипломантка Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2009) и лауреат II премии Международного конкурса патриотической песни «Молодая гвардия» (Краснодон, Украина, 2002).

С 2005 по 2009 год являлась солисткой Донецкого национального музыкально-драматического театра, в котором подготовила и исполнила несколько ведущих ролей в операх и классических мюзиклах, в том числе Сюзанну («Свадьба Фигаро» Моцарта). В репертуаре певицы также партии Мюзетты («Богема» Пуччини) и Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова).

Принимала участие в мастер-классах Ленор Розенберг (Metropolitan Opera, Нью-Йорк), Дайаны Зола и Ричарда Бадо (Grand Opera, Хьюстон), Анны Маргулис («Новая Опера»), Анатолия Кузнецова (Мариинский театр), Бадри Майсурадзе (Большой театр), Ирины Масленниковой (Московская консерватория). Обучалась в Баховской академии в Бохуме (Германия).

В 2009–2011 годах — артистка Молодежной оперной программы Большого театра России. В 2010 году дебютировала на сцене театра в роли Второй дамы в опере Моцарта «Волшебная флейта», затем в Большом театре исполнила партию Церлины в новой постановке оперы Моцарта «Дон Жуан» (режиссер Дмитрий Черняков, дирижер Теодор Курентзис). Приняла участие в концертах Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова в городах России, Белоруссии, Франции и США. В конце 2010 года исполнила партию первого сопрано в Большой мессе до минор В.А. Моцарта с Московским камерным оркестром Musica Viva в Московском международном Доме музыки и в том же году стала лауреатом Молодежной премии «Триумф».

В Большом театре Алина Яровая исполнила партии: Ксения («Борис Годунов» М. Мусоргского), Нинетта («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева), Памина («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Прилепа («Пиковая дама» П. Чайковского), Дитя («Дитя и волшебство» М. Равеля), Лиза («Сомнамбула» В. Беллини), Тибо («Дон Карлос» Дж. Верди), Фраскита («Кармен» Ж. Бизе), Деспина («Так поступают все» В. А. Моцарта), а также приняла участие в новой постановке оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса (партия Софи, режиссер Стивен Лоулесс, дирижер Василий Синайский).

В сезоне 2012/13 певица исполнила партию Ксении в новой постановке «Бориса Годунова» в мадридском Teatro Real.

В 2014 году Алина Яровая стала солисткой оперной труппы Большого театра России и была удостоена звания «Заслуженная артистка Республики Дагестан».

Инга Кална

Инга Кална родилась в Риге, окончила Музыкальную школу им. Э. Дарзиньша, после чего поступила в Латвийскую академию музыки по специальности «музыковедение». Занятия вокалом она начала в Риге и продолжила в Королевской академии музыки в Лондоне. После удачного дебюта в роли Памины («Волшебная флейта» Моцарта) она была приглашена в штат Латвийской национальной оперы, где исполняла такие роли, как Мими («Богема» Пуччини), Джильда («Риголетто» Верди) и заглавные партии в операх «Альцина» Генделя и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти.

В 1999 году Инга Кална стала солисткой Международной оперной студии при Гамбургской государственной опере. В последующие годы она существенно расширила свой репертуар, который пополнился такими партиями, как Олимпия, Стелла и Антония («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Адина («Любовный напиток» Доницетти), Ксения («Борис Годунов» Мусоргского), Виолетта («Травиата» Верди), Фиорилла («Турок в Италии» Россини), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта) и многими другими. Певица чрезвычайно востребована в старинном репертуаре, исполняла ведущие роли в операх Рейнхарда Кайзера, Георга Фридриха Генделя, Франческо Конти, Антонио Вивальди с такими дирижерами, как Рене Якобс, Гарри Биккет, Андреа Маркон и Алан Кертис в рамках Фестиваля старинной музыки в Инсбруке, фестиваля Радио Франции в Монпелье, Дрезденского музыкального фестиваля. Певица также выступала в таких театрах, как Нидерландская опера, брюссельский La Monnaie, барселонский Liceu, а также на Зальцбургском фестивале. Инга Кална сотрудничала с такими дирижерами, как Колин Дэвис, Риккардо Мути, Инго Метцмахер, Михаил Плетнев, Маурицио Бенини, Марк Сустро, Герд Альбрехт.

В Москве Инга Кална выступала в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра и в концертных исполнениях опер «Идоменей» Моцарта (дирижер Александр Рудин, декабрь 2009 года) и «Мария Стюарт» Доницетти (дирижер Джулиан Рейнольдс, сентябрь 2012 года) в рамках оперного абонемента Московской филармонии.

В течение последних театральных сезонов ангажементы Инги Кална включают выступления в барселонском театре Liceu («Люций Сулла» Моцарта), Гамбургской государственной опере («Так поступают все» Моцарта), Берлинской государственной опере («Триумф времени и правды» Генделя) и Женевской опере («Травиата» Верди); в текущем сезоне она дебютирует на сцене миланского театра La Scala («Люций Сулла» Моцарта), выступает в Гамбургской государственной опере («Свадьба Фигаро» Моцарта), Латвийской национальной опере («Виллисы» Пуччини и мировая премьера оперы А. Матскаса «Валентина»).

В числе записей с участием Инги Кална — «Ринальдо» Генделя и «Волшебная флейта» Моцарта с Фрайбургским барочным оркестром под управлением Рене Якобса для Harmonia Mundi France, «Монтесума» Вивальди c оркестром Il Complesso Barocco под руководством Алана Кертиса для Deutsche Grammophon и «Художник Матис» Хиндемита с оркестром Гамбургской государственной оперы под управлением Симоны Янг для лейбла Oehms.

Анна Девин

Анна Девин обучалась вокалу в Ирландской Королевской академии музыки в Дублине и в лондонской GuildhallSchoolofMusicandDrama. Во время обучения получила несколько престижных стипендий, а также приз зрительских симпатий на Лондонском Генделевском вокальном конкурсе. В течение двух лет она была участницей молодежной программы Лондонской Королевской оперы Covent Garden.

Ангажементы Анны Девин включают выступления в Шотландской опере (Церлина в «Дон Жуане» Моцарта), Лондонской Королевской опере Covent Garden (Наннетта в «Фальстафе» Верди и Сильвия в опере Гайдна «Необитаемый остров»), Гарсингтонской опере («Гензель и Гретель» Хумпердинка), Glyndebourne Touring Opera (Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и Михал в «Сауле» Генделя), концерты с Симфоническим оркестром Хьюстона и Оркестром Миннесоты («Мессия» Генделя), а также концертное турне с оперой Генделя «Альцина» с оркестром The English Concert в Лондоне, Вене, Мадриде, Париже и Нью-Йорке (дирижер Гарри Биккет). Летом 2013 года Анна Девин успешно дебютировала на Генделевском фестивале в Геттингене в постановке оперы Генделя «Фарамонд» (режиссер Пол Карран). Помимо выступлений в операх певица ведет активную концертную карьеру, принимая участие в фестивале BBC Proms, Генделевском фестивале в Лондоне, Брайтонском фестивале старинной музыки, фестивале в Белфасте, а также в камерных концертах в лондонском Wigmore Hall.

Вивика Жено

Уроженка Аляски, Вивика Жено является одной из самых харизматичных и ярких певиц своего поколения, будучи особо востребованной в репертуаре бельканто и старинной музыке. Ее профессиональный дебют состоялся во Флоренции в 1994 году, где она исполнила роль Изабеллы в «Итальянке в Алжире»; эту же партию она впоследствии исполнила в Парижской опере, Опере Сан-Франциско, Опере Миннесоты, TeatroReggio в Турине. Две другие россиниевские роли — Анжелина в «Золушке» и Розина в «Севильском цирюльнике» — открыли для певицы двери таких театров, как нью-йоркская Metropolitan Opera, Баварская государственная опера, Вашингтонская опера, Нидерландская опера, Венская государственная опера, Театр на Елисейских Полях в Париже, дрезденская Semperoper, муниципальный театр Сантьяго и Новая Израильская опера.

Из тридцати трех оперных партий, которые на сегодняшний момент входят в репертуар Вивики Жено, двадцать три — мужские травестийные роли, в исполнении которых она снискала огромный успех. Наряду с классическими партиями репертуара бельканто, как Ромео в «Капулетти и Монтекки» Беллини (Питтсбургская опера, Опера Миннесоты), Арзаче в «Семирамиде» Россини (Опера Миннесоты) или Малкольм в «Деве озера» Россини (фестиваль в Карамуре), она исполняет раритетный репертуар эпохи барокко и XIX века: партии Орсини («Лукреция Борджиа» Доницетти), Хассама («Алахор в Гранаде» Доницетти), Арминио («Арминио» Генделя), Феодосия («Атенаида» Генделя), Антония («Антоний и Клеопатра» Хассе), Селима («Сулейман» Хассе). В барочном репертуаре она получила широкую известность благодаря интерпретациям опер Генделя («Ринальдо» в Берлинской государственной опере, на фестивалях в Монпеллье и Инсбруке; «Ариодант» в оперных театрах Далласа, Сан-Диего и Парижа; «Юлий Цезарь» в театрах Вашингтона и Сан-Диего; «Семела» в Нью-Йоркской городской опере), Монтеверди («Возвращение Улисса на родину» в Баварской государственной опере), Вивальди («Баязет» в Вене, Монпеллье и Йокогаме) и Глюка («Орфей и Эвридика» в Опере Лос-Анджелеса). Вивика Жено постоянно работает с лучшими ансамблями и дирижерами в области старинной музыки — Фрайбургским барочным оркестром и Рене Якобсом, ансамблем Les Talens Lyriques и Кристофом Руссе, оркестром Europa Galante и Фабио Бьонди, оркестром Modo Antiquo и Федерико Марией Сарделли, ансамблем Le Violon du Roy и Бернардом Лабадье, оркестром Il Complesso Barocco и Аланом Кертисом, Ensemble Matheus и Жаном-Кристофом Спинози и многими другими. Помимо концертного и оперного репертуара, Вивика Жено с удовольствием готовит сольные программы — они были представлены в таких залах, как нью-йоркский Carnegie Hall, Herbst Theatre в Сан-Франциско, венский Konzerthaus, барселонский театр Liceu и мадридский Teatro Real.

Обширная дискография певицы включает несколько альбомов, удостоившихся престижных международных премий — в их числе записи опер Генделя «Ринальдо» (Harmonia Mundi France, дирижер Рене Якобс) и «Арминио» (Virgin Classics, дирижер Алан Кертис) и Вивальди — «Баязет» (Virgin Classics, дирижер Фабио Бьонди) и «Атенаида» (Naïve, дирижер Федерико Мария Сарделли). Огромный резонанс во всем мире имел сольный альбом певицы «Арии для Фаринелли», в который была включена музыка, написанная для самого прославленного певца-кастрата эпохи барокко. В рамках своего эксклюзивного контракта со звукозаписывающей фирмой Virgin Classics Вивика Жено также осуществила записи арий бельканто (с Ensemble Orchestral de Paris под управлением Джона Нельсона), оратории Алессандро Скарлатти «Святая троица» (с Europa Galante и Фабио Бьонди), кантат и оперных арий Генделя и Хассе (с ансамблем Le Violon du Roy и Бернардом Лабадье), оперных арий Вивальди (с ансамблем EuropaGalante). В 2007 году о Вивике Жено был снят документальный фильм «Голос из холодов» (Voice our of the cold).

Среди важнейших ангажементов Вивики Жено в сезонах 2012/13 и 2013/14 — турне с концертной программой «Приношение Фаустине Бордони», посвященной одной из самых знаменитых певиц XVIII столетия, в Лионе, Люцерне, Удине, Париже и Афинах; дебют в роли Кармен в одноименной опере Бизе в Королевском театре Версаля и в Опере Руана, дебют в Гамбургской государственной опере («Золушка» Россини), выступления в Венской государственной опере, Опере Питтсбурга, театрах Руана и Версаля («Дидона и Эней» Перселла), концертные турне с оркестрами ConcertoKoeln и AlAyreEspagnol. В текущем театральном сезоне Вивика Жено осуществляет большое европейское турне с программой «Королевы-соперницы» (The Rival Queen) совместно с немецким сопрано Симоной Кермес, концертные исполнения оперы Франческо Марии Верачини «Адриан в Сирии» в Мадриде и Вальядолиде и оперы «Оракул в Мессении» Вивальди в Лондоне и Токио.

Патрисия Бардон

Уроженка Дублина Патрисия Бардон обучалась пению в Дублинском колледже музыки и получила широкую известность, став самым юным лауреатом всемирно известного конкурса CardiffSingeroftheWorld за всю его историю. После этой победы она быстро завоевала известность как одна из самых разносторонних и одаренных певиц своего поколения. В числе дирижеров, с которыми она работала — Зубин Мета, Бернард Хайтинк, Клаудио Аббадо, Карло Рицци, Антонио Паппано, Кристоф Эшенбах, Уильям Кристи и Марк Минковский.

Репертуар Патрисии Бардон охватывает несколько столетий — от опер Монтеверди, Генделя и Глюка до сочинений Россини, Бизе, Верди и современных авторов. Среди ее важных ангажементов последних лет — Арзаче («Семирамида» Россини) и заглавная роль в «Танкреде» Россини в венецианском театре LaFenice, главная партия в «Золушке» Россини в брюссельском LaMonnaie и в Лозаннской опере, главная роль в «Кармен» Бизе в Гамбургской государственной опере, Пенелопа («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди) во Флоренции, Афинах и на сцене Берлинской государственной оперы. На сцене Уэльской национальной оперы она исполнила роль Азучены («Трубадур» Верди), а в Английской национальной опере — партию Эрды в тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». Два года назад состоялся ее дебют в Парижской опере в мировой премьере оперы Кайи Сарьяхо “AdrianaMater” под руководством Эсы-Пекки Салонена в постановке Питера Селларса.

Завоевав репутацию одной из лучших генделевских певиц современности, Патрисия Бардон выступала в главной роли в опере «Орландо» на фестивале в Экс-ан-Провансе, в Нью-Йорке, Париже, Лионе и Антверпене; в партии Корнелии («Юлий Цезарь») в Баварской государственной опере в Мюнхене, Дрездене, Монпеллье и на сцене нью-йоркской MetropolitanOpera; в других генделевских ролях в Дроттнинхольмском барочном театре (Швеция), Чикагской Лирической опере, Английской национальной опере, барселонском Liceu, Нидерландской опере и Триесте. Обширная дискография певицы включает записи для лейблов Erato, Decca, Chandos, Opera Rara, Teldec. В числе ее последних выступлений — ангажементы в Амстердаме, Чикаго, Хельсинки, Вене, мадридском TeatroReal и Вашингтонской опере (где ее партнером в «Тамерлане» Генделя был Пласидо Доминго), а также в Английской национальной опере и венском Theater an der Wien («Партенопа» Генделя) и на Глайндборнском оперном фестивале («Юлий Цезарь» Генделя), а также на Большом фестивале Российского национального оркестра («Танкред» Россини под управлением Альберто Дзедды). Певица принимала участие в записи оперы Россини «Эрмиона» для Opera Rara.

Среди важнейших выступлений Патрисии Бардон прошлого сезона и в будущем — «Альцина» Генделя в Парижской национальной опере, «Кольцо нибелунга» Вагнера в нью-йоркской Metropolitan Opera, «Кармен» Бизе в Лос-Анджелесской опере, «Юлий Цезарь» Генделя в Нидерландской опере и мировая премьера оперы Джона Адамса «Евангелие от другой Марии» (режиссер Питер Селларс) в Английской национальной опере.

Олег Цыбулько

Родился в 1984 году в городе Глодяны (Молдова). В 2004 году окончил Музыкальный колледж в г. Бельцы (Молдова) по классу фортепиано. В 2004–2008 годах был студентом, с 2009 года — аспирантом кафедры академического пения в Академии музыки, театра и изобразительного искусства. В 2005–2007 годах принимал участие в студенческом фестивале «Мэрцишор» (Кишинев). Участвовал в III Всероссийском открытом конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург» (2007), Международном конкурсе молодых исполнителей русского романса «Романсиада» (2008, Москва; ΙΙΙ премия), интернациональном конкурсе академического пения «Дельфийские игры» (2008, Саратов; ΙΙΙ премия), интернациональном конкурсе академического пения Hariclea Darclee (2010, Румыния; диплом). В репертуаре певца партии: Сальери («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Бартоло («Свадьба Фигаро» Моцарта), Спарафучиле («Риголетто» Верди), Гремина («Евгений Онегин» Чайковского), Короля Рене («Иоланта» Чайковского), Малюты, Собакина («Царская невеста» Римского-Корсакова), Публия («Милосердие Тита» Моцарта).

С октября 2011 года — артист Молодежной оперной программы Большого театра России. В ноябре 2011 года дебютировал на сцене Большого театра в партии Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта); в феврале 2012 года исполнил партии Матвея Виссмана («Огненный ангел» Прокофьева) и Анджелотти («Тоска» Пуччини), также спел партии Малюты Скуратова («Царская невеста» Римского-Корсакова) и Фарфарелло («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева). Выступал под управлением дирижеров Василия Синайского, Геннадия Рождественского, Алана Бурибаева, Антонино Фольяни, Михаэля Гюттлера, Кристофера Мулдса, Лорана Кампеллоне, Кирилла Карабица, Джулиана Рейнольдса, Федерико Марии Сарделли, Уильяма Лэйси. В декабре 2011 года завоевал III премию на XXIV Международном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки в Москве. В марте 2013 года с успехом дебютировал в партии Рудольфа в новой постановке оперы Беллини «Сомнамбула» на Новой сцене Большого театра (режиссер-постановщик Пьер Луиджи Пицци, дирижер-постановщик Энрике Маццола).

С сезона 2013/14 Олег Цыбулько солист Большого театра России. В числе исполняемых им партий: Граф Рудольф («Сомнамбула» Беллини), Доктор Гренвиль («Травиата» Верди), Спарафучиле («Риголетто» Верди), Бартоло («Свадьба Фигаро» Моцарта), Монах («Дон Карлос» Верди), Коллен («Богема» Пуччини), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Дон Альфонсо («Так поступают все» Моцарта). На зимнем фестивале искусств в Сочи исполнил партию Гремина в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского под управлением Юрия Башмета. В сентябре 2014 года на Большом оперном фестивале Российского национального оркестра исполнил партию Орбаццано в концертном исполнении оперы Россини «Танкред» под управлением Альберто Дзедды; в январе 2015 года — партию Мелиссо в концертном исполнении оперы «Альцина» Генделя в рамках абонемента «Оперные шедевры». В мае 2015 года дебютировал в партии Гремина в постановке «Евгения Онегина» Чайковского на сцене Оперы Нанта (Франции).

Федерико Мария Сарделли

Флейтист, дирижер, музыковед, художник, публицист и писатель в одном лице, Федерико Мария Сарделли основал в 1984 году оркестр старинных инструментов Modo Antiquo, с которым на протяжении многих лет регулярно появляется в престижнейших концертных залах и на известных европейских фестивалях. Он также активно выступает как приглашенный дирижер с такими оркестрами, как лейпцигский Gewandhaus, Государственная капелла Галле, Камерная академия Потсдама, Королевский филармонический оркестр Галисии, оркестр театра Maggio Musicale Fiorentino, оркестр оперного фестиваля Arena di Verona, Камерный оркестр Мантуи. С 2006 года он является главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Турина.

Записи Федерико Марии Сарделли выходили на лейблах Naive и Deutsche Grammophon; он дважды был номинирован на премию Grammy. С участием дирижера появилось много записей, отмеченных международными призами критики, в рамках издания всех сочинений Вивальди на лейбле Naive — Vivaldi Edition. Им записаны оперы Вивальди «Арсильда, королева Понтийская», «Неистовый Роланд», «Тит Манлий», «Монтесума» и «Атенаида».

Федерико Мария Сарделли уделяет много времени музыковедческой деятельности. Он входит в научный комитет Итальянского института Антонио Вивальди, ему принадлежат научные публикации и книги. Он является редактором критических изданий музыки Вивальди. В ноябре 2009 года он был удостоен почетной медали Gonfaloned'Argento, присуждаемой правительством Тосканы за выдающийся вклад в науку и искусство.

Георг Фридрих Гендель

Г.Ф. Гендель — одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий — оперный драматизм К.В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма. Это человек уникальной внутренней силы и убежденности. «Вы можете презирать кого и что угодно», — говорил Б. Шоу, — но вы бессильны противоречить Генделю». «…Когда звучит его музыка на словах „восседающий на своем извечном престоле“, атеист теряет дар речи».

Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, созвучной просветительскому классицизму А. Шефтсбери и А. Пола, напряженная борьба за ее утверждение, кризисные поражения и триумфальные успехи.

Гендель родился в Галле, в семье придворного лекаря-цирюльника. Рано проявившиеся музыкальные способности были замечены курфюрстом Галле — герцогом Саксонским, под влиянием которого отец (намеревавшийся сделать сына юристом и не придававший серьезного значения музыке как будущей профессии) отдал мальчика на обучение лучшему музыканту города Ф. Цахову. Хороший композитор, эрудированный музыкант, знакомый с лучшими сочинениями своего времени (немецкими, итальянскими), Цахов раскрыл Генделю богатство разных музыкальных стилей, привил художественный вкус, помог отработать композиторскую технику. Сочинения самого Цахова во многом вдохновили Генделя на подражание. Рано сформировавшийся как личность и как композитор, Гендель уже к 11 годам был известен в Германии. Изучая право в университете Галле (куда он поступил в 1702 г., выполняя волю уже умершего к тому времени отца), Гендель параллельно служил органистом в церкви, сочинял, преподавал пение. Он работал всегда много и упоенно. В 1703 г. движимый желанием совершенствования, расширения сфер деятельности, Гендель уезжает в Гамбург — один из культурных центров Германии XVIII в., город, имеющий первый в стране публичный оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. Желание ощутить атмосферу музыкального театра, практически познакомиться с оперной музыкой, заставляет его поступить на скромную должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр. Насыщенная художественная жизнь города, сотрудничество с выдающимися музыкальными деятелями того времени — Р. Кайзером, оперным композитором, бывшим тогда директором оперного театра, И. Маттезоном — критиком, литератором, певцом, композитором — оказало огромное воздействие на Генделя. Влияние Кайзера обнаруживается во многих операх Генделя, притом не только ранних.

Успех первых оперных постановок в Гамбурге («Альмира» — 1705, «Нерон» — 1705) окрыляет композитора. Однако пребывание его в Гамбурге оказывается недолгим: банкротство Кайзера ведет к закрытию оперного театра. Гендель направляется в Италию. Посещая Флоренцию, Венецию, Рим, Неаполь, композитор вновь учится, впитывая самые разнообразные художественные впечатления, прежде всего — оперные. Способности Генделя к восприятию разнонационального музыкального искусства были исключительными. Проходит буквально несколько месяцев, и он осваивает стилистику итальянской оперы, притом с таким совершенством, что превосходит многие признанные в Италии авторитеты. В 1707 г. Флоренция ставит первую итальянскую оперу Генделя «Родриго», через 2 года Венеция — следующую, «Агриппину». Оперы получают восторженное признание у итальянцев, весьма требовательных и избалованных слушателей. Гендель становится знаменитым — входит в известную Аркадскую академию (наряду с А. Корелли, А. Скарлатти. Б. Марчелло), получает заказы на сочинение музыки для дворов итальянских аристократов.

Однако главное слово в искусстве Генделю надлежит сказать в Англии, куда его впервые приглашают в 1710 г. и где он окончательно обосновывается с 1716 г. (в 1726 г. принимая английское подданство). С этого времени начинается новый этап в жизни и творчестве великого мастера. Англия с ее ранними просветительскими идеями, образцами высокой литературы (Дж. Мильтона, Дж. Драйдена, Дж. Свифта) оказалась той плодотворной средой, где раскрылись могучие творческие силы композитора. Но и для самой Англии роль Генделя была равна целой эпохе. Английская музыка, потерявшая в 1695 г. своего национального гения Г. Перселла и остановившаяся в развитии, вновь поднялась на мировую высоту только с именем Генделя. Его путь в Англии, однако, был не простым. Англичане приветствовали Генделя вначале как мастера оперы итальянского стиля. Здесь он быстро победил всех своих соперников, как английских, так и итальянских. Уже в 1713 г. его Te Deum исполняется на празднествах, посвященных заключению Утрехтского мира, — честь, которой до этого не удостаивался ни один иностранец. В 1720 г. Гендель берет на себя руководство Академией итальянской оперы в Лондоне и таким образом становится во главе национального оперного театра. На свет появляются его оперные шедевры — «Радамист» — 1720, «Оттон» — 1723, «Юлий Цезарь« — 1724, «Тамерлан» — 1724, «Роделинда» — 1725, «Адмет» — 1726. В этих сочинениях Гендель выходит за рамки современной ему итальянской оперы-seria и создает (свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Благородная красота лирических образов опер Генделя, трагическая сила кульминаций не имели себе равных в итальянском оперном искусстве своего времени. Его оперы стояли у порога назревающей оперной реформы, которую Гендель не только почувствовал, но и во многом осуществил (намного раньше Глюка и Рамо). Вместе с тем социальная ситуация в стране, рост национального самосознания, стимулированный идеями просветителей, реакция на навязчивое преобладание итальянской оперы и итальянских певцов порождают негативное отношение и к опере в целом. На итальянские оперы создаются памфлеты, высмеивается сам тип оперы, ее персонажи, капризные исполнители. Как пародия появляется в 1728 г. английская сатирическая комедия «Опера нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша. И хотя лондонские оперы Генделя распространяются по всей Европе как шедевры этого жанра, падение престижа итальянской оперы в целом отражается и на Генделе. Театр бойкотируется, успехи отдельных постановок не изменяют общей картины.

В июне 1728 г. Академия перестает существовать, но авторитет Генделя как композитора с этим не падает. Английский король Георг II заказывает ему по случаю коронации антемы, которые исполняются в октябре 1727 г. в Вестминстерском аббатстве. Вместе с тем со свойственным ему упорством Гендель продолжает бороться за оперу. Он едет в Италию, набирает новую труппу и в декабре 1729 г. оперой «Лотарио» открывает сезон второй оперной Академии. В творчестве композитора наступает пора новых исканий. «Порос» («Пор») — 1731, «Орландо» — 1732, «Партенопа» — 1730. «Ариодант« — 1734, «Альчина» — 1734 — в каждой из этих опер композитор по-разному обновляет трактовку жанра оперы-seria — вводит балет («Ариодант», «Альчина»), «волшебный» сюжет насыщает глубоко драматическим, психологическим содержанием («Орландо», «Альчина»), в музыкальном языке достигает высшего совершенства — простоты и глубины выразительности. Намечается также и поворот от серьезной оперы к лирико-комической в »Партенопе» с ее мягкой иронией, легкостью, изяществом, в »Фарамондо» (1737), «Ксерксе» (1737). Одну из последних своих опер — «Именео» («Гименей», 1738) Гендель сам назвал опереттой. Изнурительная, не без политической подоплеки борьба Генделя за оперный театр кончается поражением. Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Как раньше, в »Опере нищих» пародирование не обошлось без привлечения широко известной всем музыки Генделя, так и сейчас, в 1736 г. новая пародия на оперу («Вантлейский дракон») косвенно затрагивает имя Генделя. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает и почти 8 месяцев не работает. Однако поразительные жизненные силы, скрытые в нем, вновь берут свое. Гендель возвращается к деятельности с новой энергией. Он создает свои последние оперные шедевры — «Именео», «Дейдамию», — и с ними завершает работу над оперным жанром, которому отдал более 30 лет жизни. Внимание композитора сосредоточивается на оратории. Еще в Италии Гендель начал сочинять кантаты, хоровую духовную музыку. Позднее, в Англии, Гендель пишет хоровые антемы, праздничные кантаты. Заключительные хоры в операх, ансамбли также сыграли свою роль в процессе оттачивания хорового письма композитора. Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.

В 1738 г. одна за другой появляются на свет 2 гениальные оратории — «Саул» (сентябрь 1738) и »Израиль в Египте« (октябрь 1738) — гигантские, исполненные победной мощи сочинения, величавые гимны в честь силы человеческого духа и подвига. 1740-е гг. — блестящий период в творчестве Генделя. Шедевр следует за шедевром. «Мессия«, «Самсон«, «Валтасар», «Геракл» — теперь всемирно известные оратории — были созданы в невиданном напряжении творческих сил, в очень короткий промежуток времени (1741-43). Однако успех приходит не сразу. Неприязнь со стороны английской аристократии, саботирующей исполнение ораторий, материальные затруднения, сверхнапряженная работа вновь ведут к заболеванию. С марта по октябрь 1745 г. Гендель находится в тяжелой депрессии. И вновь титаническая энергия композитора побеждает. Резко изменяется и политическая ситуация в стране — перед угрозой нападения на Лондон Шотландской армии мобилизуется чувство национального патриотизма. Героическое величие генделевских ораторий оказывается созвучным настроению англичан. Вдохновленный национально-освободительными идеями, Гендель пишет 2 грандиозные оратории — «Ораторию на случай» (1746), призывающую к борьбе с нашествием, и »Иуду Маккавея« (1747) — могучий гимн в честь побеждающих врагов героев.

Гендель становится кумиром Англии. Библейские сюжеты и образы ораторий приобретают в это время особый смысл обобщенного выражения высоких этических принципов, героизма, народного единения. Язык генделевских ораторий прост и величествен, он влечет к себе — он ранит сердце и вылечивает его, он не оставляет за собой равнодушных. Последние оратории Генделя — «Теодора», «Выбор Геркулеса» (обе 1750) и »Иевфай» (1751) — открывают такие глубины психологической драмы, какие не были доступны никаким другим жанрам музыки времен Генделя.

В 1751 г. композитор слепнет. Страдающий, безнадежно больной, Гендель остается за органом при исполнении своих ораторий. Он был похоронен, как того желал, в Вестминстере.

Преклонение перед Генделем испытывали все композиторы, как XVIII, так и XIX вв. Генделя боготворил Бетховен. В наше время музыка Генделя, обладающая огромной силой художественного воздействия, получает новое значение и смысл. Ее могучий пафос созвучен нашему времени, он взывает к силе человеческого духа, к торжеству разума, красоты. Ежегодные торжества в честь Генделя проходят в Англии, в ФРГ, привлекая к себе исполнителей и слушателей со всего мира.

Ю. Евдокимова

Вокальный ансамбль «Intrada»

Вокальный ансамбль «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко ― московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличают не только высокий профессиональный уровень, но и свой узнаваемый исполнительский стиль.

«Intrada» регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, такими как Государственный Академический Симфонический Оркестр России и Владимир Юровский, «The Tallis Scholars» и Питер Филлипс, Российский Национальный Оркестр и Михаил Плетнев, «Lе Poème Harmonique» и Венсан Дюместр, Большой симфонический оркестр России, Государственный академический камерный оркестр России и Алексей Уткин, Московский камерный оркестр «Musica viva» и Александр Рудин, Фридер Берниус, Петер Нойман и др. Коллектив с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, в частности, в сентябре 2015 года в знаменитой Дрезденской Дворцовой Капелле состоялся концерт ансамбля в рамках крупного международного форума «Dresdner Kunstfest», а в сентябре 2016 года ансамбль выступил на Интернациональном конгрессе хоровых дирижеров в Париже и на Международном фестивале «Musikfest Erzgebirge».

Вокальный ансамбль «Intrada» неоднократно принимал участие в изысканном фестивале камерной музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», дебютировав здесь в 2011 году. В 2015 году в рамках фестиваля «Декабрьские вечера» коллектив выступил совместно с Юлией Лежневой и оркестром «Il Giardino Armonico» под управлением Джованни Антонини. «Intrada» также принимает участие в фестивалях «Earlymusic» в Санкт-Петербурге, «Посольские дары» в Музеях Московского Кремля, фестивале камерной музыки «Возвращение», Московском Рождественском фестивале.

Вокальный ансамбль «Intrada» принял участие в концертном исполнении оперы Г.Ф. Генделя «Геркулес» вместе с Анн Халленберг и Люси Кроу под управлением Кристофера Мулдса (2013), оперы «Орфей и Эвридика» Х.В. Глюка в парижской версии 1774 года вместе с Колином Ли и Деборой Йорк под управлением Уильяма Лейси (2014), оперы «Альцина» Генделя вместе с Ингой Кална, Вивикой Жено и Бенджамином Хьюлеттом под управлением Федерико Мария Сарделли (2015) и оперы Моцарта «Милосердие Тита» вместе с Анной Бонитатибус под управлением Стефано Монтанари (2015) в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Молодой коллектив уже успел стать участником художественных событий «на высшем уровне». Так, в 2011 году музыканты выступили на церемонии вручения Валерию Гергиеву премии «Montblanc de la Culture», наряду с Денисом Мацуевым и оркестром «Musica viva».

Программы коллектива неизменно отличает просветительская направленность. К 330-летию со дня рождения И.С. Баха в июне 2015 года вокальный ансамбль «Intrada» исполнил все мотеты гения немецкого барокко под управлением Фридера Берниуса. В октябре 2015 года состоялись два концерта коллектива совместно со знаменитым ансамблем старинной музыки «Lе Poème Harmonique» под управлением Венсана Дюместра, познакомившие московскую публику с шедеврами французской и итальянской музыки раннего барокко.

Коллектив также осуществляет российские премьеры сочинений XX века, среди которых российская премьера мессы для двойного хора, а капелла Ф. Мартена и московская премьера сочинения Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками». В 2014 году вокальный ансамбль «Intrada» и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти сэра Джона Тавенера: на заключительном концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение «Requiem Fragments» Тавенера при участии ансамблей «The Tallis Scholars», «Intrada» и сопрано Юлии Лежневой.

Записи концертов вокального ансамбля «Intrada» транслировались телеканалом «Культура», Радио «Орфей», Радио России, радиостанциями «Свобода», «Говорит Москва» и «Голос России».

Екатерина Антоненко

Екатерина Антоненко, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля «Intrada», окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (педагог — И. М. Усова) и Московскую государственную консерваторию (профессор — В. В. Суханов) по классу хорового дирижирования, а также аспирантуру историко-теоретического факультета Московской консерватории (научный руководитель — доцент Р. А. Насонов). В 2010 году Екатерина выиграла конкурс на стипендию ДААД, позволившую ей стажироваться в Германии: сначала в Высшей школе музыки и театра им. Ф. Мендельсона-Бартольди в Лейпциге, затем в Высшей школе музыки и танца в Кельне у выдающегося дирижера Маркуса Крида. С 2012 года Екатерина — педагог Московской государственной консерватории. В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения».

Екатерина принимала активное участие в мастер-классах Фридера Берниуса (2010, Дания), Марка Минковского (2011, Франция), Ханса-Кристофа Радемана («Баховская академия» 2013, Германия). Является лауреатом VI Международного конкурса молодых хоровых дирижеров (Венгрия, 2011). Стипендиат фонда «Noël Minet Fund» 2011 года.

По инициативе Екатерины в Московской консерватории прошли мастер-классы Питера Филлипса (2008, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014), Петера Ноймана (2012), Фридера Берниуса (2015), Венсана Дюместра (2015), Майкла Чанса (2007), Дэйм Эммы Керкби (2008) и Деборы Йорк (2014).

Екатерина регулярно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами. В 2011 году по приглашению Питера Филлипса дирижировала знаменитым ансамблем «The Tallis Scholars» в Christ Church Cathedral в Оксфорде. В составе Кельнского камерного хора под руководством Петера Ноймана гастролировала во Франции, Норвегии и Германии. В 2014 году дирижировала Штутгартским камерным хором в Вэзон-ля-Ромэн (Франция). В 2015 году ассистировала Хансу-Кристофу Радеману в работе Камерного хора РИАС (Берлин) над сочинением «Стихи покаянные» А. Шнитке. В сентябре 2015 года приглашена подготовить Дрезденский камерный хор для выступления на фестивале «Wratislawia Cantans» (Вроцлав, Польша) под управлением Пола Гудвина (Великобритания).

Государственный академический камерный оркестр России

Государственный академический камерный оркестр России отмечает в нынешнем сезоне 60-летие. Оркестр создан известным альтистом, скрипачом, участником первого состава Квартета имени Бородина — Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, который создавался по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса).

Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, а в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович.

Как один из выдающихся камерных коллективов характеризовал МКО дирижер, профессор Московской консерватории Лео Гинзбург: «Слушая Московский камерный оркестр, воспринимаешь подлинное творчество прекрасных музыкантов, объединенных единой художественной направленностью…».

В 1950-х–1960-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур…

Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Р. Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009).

В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

Сегодня ГАКО является одним из ведущих камерных коллективов России. Его обширный репертуар включает произведения всех эпох и стилей. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал Королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на грандиозном Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

Все годы своей деятельности оркестр много гастролирует по городам СССР и России, популяризируя классическую музыку.

За 60 лет с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Владимир Виардо, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнев, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Игорь Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; контрабасист Георг Хёртнагель; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Патрик Галлуа, сэр Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты; Копельман-квартет; исполнители джазовой и этнической музыки, Мюнхенский Баховский хор, дирижеры Федерико Мария Сарделли, Стефано Монтанари, Фридер Берниус.

Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и компакт-дисках, охватывающая самый широкий репертуар — от старинных арий и музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия компакт-дисков, состоящая из почти 30 альбомов.

В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За те годы, что он возглавляет коллектив, произошло значительное обновление и омоложение оркестра. Существенно расширился стилистический и жанровый диапазон. В афишах оркестра «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-группы Led Zeppelin, музыкой в стиле этно и саундтреками.

Новые идеи и творческие поиски оркестра и его руководителя нашли отражение в ряде программ последних лет, в которых смело сочетаются самые разные эпохи, стили и направления музыкального искусства. Одна из них — «От барокко до джаз-рока», представленная в минувшем сезоне в Москве, а также на гастролях в Крыму.

В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением А. Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени П.И. Чайковского (специальность «фортепиано»).

В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.

В сезоне 2016/17 Государственный камерный оркестр России, помимо традиционных концертов и абонементов, примет участие в абонементе «Звезды мировой оперы в Москве», премьерном в России исполнении оперы Г.Ф. Генделя «Тезей». Оркестр вновь представит несколько оригинальных программ: «От Баха до Beatles» (с сочинениями Баха, Гершвина, Пендерецкого и Гроховского) и концерт из произведений Пярта, Канчели, Моцарта и Шуберта. Вместе с оркестром на сцену выйдут дирижер и скрипач Андрес Мустонен, дирижер Федерико Мария Сарделли, солисты — пианисты Фредерик Кемпф, Валерий Гроховский, Элисо Вирсаладзе, Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Михаил Турпанов, скрипачка Елена Семенова, флейтистка Мария Чепурина, кларнетист Евгений Петров, валторнист Станислав Давыдов, вокалисты Юлия Лежнева, Анн Халленберг, Катарина Каспер, Оливия Фермойлен, Константин Дерри, Йестин Дейвис.

В феврале 2017 года оркестр отправится на гастроли в Эстонию, где выступит в Таллине и Йыхве в рамках фестиваля Mustonenfest.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна