16+

Куклы

Драма
2004
163 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Московский театр на Юго-Западе

8 июля 2004 года можно назвать датой второго рождения Театра на Юго-Западе. Именно в этот день состоялся первый прогон спектакля «Куклы», поставленного руководителем театра Валерием Беляковичем. Спектакль вышел в непростое для театра время. Дух студийности, который Валерий Белякович старался поддерживать в своём коллективе, к началу 28-го сезона был практически утрачен. Премьеры, выходившие на Юго-Западе одна за другой, критики дружно записывали в «провалы». Труппу покинули корифеи: Вячеслав Гришечкин и Сергей Белякович, а Виктор Авилов, которому в «Куклах» предназначалась главная роль, скоропостижно скончался. В атмосфере кризиса Валерий Белякович сумел сделать спектакль-исповедь и заставить критиков и зрителей вспомнить лучшие времена театра на Юго-Западе.

«Куклы» стали таким же хитом, как «Мастер и Маргарита» или «Сон в летнюю ночь». О спектакле говорила вся Москва, а специалисты говорили о новом прорыве режиссера. «Как в давних, старых спектаклях Валерия Беляковича, в «Куклах» царит невероятная, захватывающая энергия, — писала критик Наталья Старосельская в газете «Культура». — И в какой-то момент возникает ощущение повернувшего вспять времени. Страстная эмоциональность, контраст лирики и гротеска, резких и приглушенных красок, графически точная построенных мизансцен, всегда являвшиеся отличительным знаком спектаклей Валерия Беляковича, вновь зазвучала в «Куклах»».

В основе спектакля — пьеса испанского драматурга Хосинто Грау, написанная в 1921-м году. За рубежом она ставилась и имела большой успех, но на русский язык не переводилась. Неопубликованный текст принесли Беляковичу авторы первого перевода. Режиссёр уверенной рукой переписал его, добавив персонажей и превратив фантастическую историю Грау в собственный театральный манифест.

Пьеса рассказывает историю труппы синтетических кукол синьора Пигмалиона, которая разъезжает по всему миру с огромным успехом. Куклы практически неотличимы от живых людей, они разговаривают и мыслят. Их шоу настолько популярно, что публика перестаёт посещать традиционные театры. Антрепренёры городка, в котором остановилась кукольная труппа, вне себя от злости. А их покровитель, герцог Альдукар (в спектакле театра на Юго-Западе его играет Валерий Афанасьев) покорён красотой куклы Пампонины. Причём, настолько, что решается похитить её. Труппа бросается в погоню за похитителем, а вслед за куклами бегут жена герцога, антрепренёры и сам хозяин театра Пигмалион. После азартной погони, они настигают беглецов. Но бунт не прекращается, куклы отказываются выступать перед зрителями. И тогда кукловод-Пигмалион делает все, чтобы между ним и его созданиями порвались таинственные нити, управляющие куклами. Одна за другой на глазах зрителей на сцену падают обездвиженные куклы. И тут появляется настоящий Пигмалион — Валерий Белякович. Тихим, проникновенным голосом он произносит монолог, в котором рассказывает о том, что изменить мир при помощи искусства невозможно, и что он отпускает кукол на волю, потому что в театре должны играть люди, а не марионетки. Этот текст, написанный Беляковичем, многие сочли едва ли не исповедью. «Валерий Белякович построил спектакль на сомнениях в собственном искусстве и совершил мучительный поступок — из тех, которые обязательно войдут в историю, — отмечал Павел Руднев на страницах „Независимой газеты“. — Никогда не писавший театральных манифестов, Белякович превратился в горького мудреца, задумавшегося над недолговечностью театральной идеи и вопросом о праве режиссера на власть над людьми. Но это поступок еще и педагога, потерявшего нить общения с учениками».

Эффектный выход Валерия Беляковича — не единственное, что привлекло к спектаклю внимание публики. Многим запомнились яркие и оригинальные образы кукол, созданные актёрами театра на Юго-Западе. Обаятельный Анатолий Иванов в роли Брандахлыста хохотал и строил уморительные рожи. Вслед за ним появлялись и остальные герои: трогательно-сексуальный Крохобор (Андрей Санников), «бестормозовый» Балабол (Дмитрий Гусев), симпатяжка Херувим (Олег Леушин), мультяшный вояка Капитан Мамона (Александр Задохин), мрачный Педро-Каин (Алексей Матошин), глуповатый Хуан-Болван (Евгений Сергеев), простоватые Дондинелла (Надежда Бычкова) и Марилонда (Ольга Авилова).

Даже эпизодические роли остаются в памяти надолго. Отлично сработали и художники, оформлявшие спектакль. Декорации, состоящие из зеркальных шкафов-трансформеров, лаконичны и оригинальны. А в костюмах угадываются элементы средневековой испанской одежды, знакомые по полотнам великих художников. Текст изобилует хлёсткими фразами и афоризмами, большинство которых, наверняка, принадлежит не драматургу, а автору инсценировки: «Через мясорубку обратного хода нет», «Это в школе дважды два — четыре, а в жизни — у кого как получится», «Пока выбиваешь себе место под солнцем, наступает вечер» и т. д. Перейдя в качестве художественного руководителя в драматический театр имени Станиславского, Валерий Белякович перенёс спектакль «Куклы» на его сцену. Премьера состоялась 17 января 2013 года. Мизансцены и декорации остались прежними, но актёры театра Станиславского сумели привнести в постановку новые смыслы и звучание.

Режиссер: Валерий Белякович
В ролях: Валерий Белякович, Алексей Ванин, Валерий Афанасьев, Евгений Бакалов, Виктор Борисов, Надежда Бычкова, Фарид Тагиев, Карина Дымонт, Алексей Матошин, Олег Леушин, Максим Шахет, Валерий Долженков, Ольга Иванова и другие

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна