Заглянем в загранпаспорт Гумилева

Гумилев
был увлеченным путешественником. Но где именно он бывал? Вспоминаем вместе с Софьей Багдасаровой
.
Зебра (фрагмент). Из Эфиопской коллекции Николая Гумилева. Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук), Санкт-Петербург
Мстислав Фармаковский. Портрет поэта Николая Гумилева (фрагмент). 1908. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Бегемот (фрагмент). Из Эфиопской коллекции Николая Гумилева. Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук), Санкт-Петербург

Париж (Франция)

Во французской столице
Гумилев
жил в юности, там он сочинил и первые свои стихи. Сюда он повезет в медовый месяц Ахматову
. В последний раз Гумилев оказался в Париже в 1917 году и служил в качестве адъютанта при комиссаре Временного правительства. Жизнь эмигрантом не устраивает его, и 10 апреля 1918 года Гумилев уезжает на родину — это оказывается роковым решением и последним его путешествием.

Стамбул (тогда — Османская империя, теперь — Турецкая Республика)

В свое первое путешествие 22-летний Гумилев отправился в 1908 году вопреки воле отца на сэкономленные в счет своего содержания деньги. На пароходе он отплыл из Одессы и добрался до Стамбула — ключевого перевалочного пункта. В последующие годы он еще не раз проплывал через этот порт.

Афины (тогда — Греческое королевство, теперь — Греческая Республика)

В Афинах молодой Гумилев был во время своего первого, пробного путешествия, осмотрел Акрополь и читал Гомера. В общем, вел себя как приличный турист. Родители ничего не знали: его друзья из Парижа каждые 10 дней аккуратно отправляли им заранее заготовленные письма.
Торжественное шествие мусульман с суданской лирой в праздник «fantaisie». Сомали, Джибути, 1913 год. Фотография: Николай Гумилев и Николай Сверчков / Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук), Санкт-Петербург
Вид на Таджурахскую бухту у Джибути. Сомали, Джибути, 1913 год. Фотография: Николай Гумилев и Николай Сверчков / Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук), Санкт-Петербург
Девочка-сомалийка в нарядном костюме во время праздника «fantaisie». Сомали, Джибути, 1913 год. Фотография: Николай Гумилев и Николай Сверчков / Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук), Санкт-Петербург

Каир и Александрия (тогда — Хедиват Египет, затем Султанат Египет, теперь — Арабская Республика Египет)

В 1908 году Гумилев впервые увидел Каир — и район Аль-Эзбекия, о котором он будет вспоминать потом с тоской («Как странно — ровно десять лет прошло / С тех пор, как я увидел Эзбекие…»). Он искупался в Ниле, ночевал в трюме парохода с пилигримами, был арестован за поездку «зайцем» — в общем, наслаждался жизнью.

Бейрут (тогда — Османская империя, теперь — Республика Ливан)

Ливанский порт был перевалочным пунктом для тех, кто следовал в Африку через Суэцкий канал.

Джибути (тогда — Французский Берег Сомали, теперь — Республика Джибути)

В этом африканском порту, стоящем на землях между Эфиопией и Сомали, Гумилев был в обоих своих абиссинских путешествиях, первое из которых случилось в 1909 году, второе — тремя годами позднее. Как он с восторгом писал в дороге Валерию Брюсову
: «Здесь уже есть всё — до львов и слонов включительно, солнце палит немилосердно, негры голые. Настоящая Африка. Пишу стихи, но мало. Глупею по мере того, как чернею, а чернею я с каждым часом. Но впечатлений масса».
Абиссинская церковь и строящаяся колокольня в Хараре. Эфиопы, харари. Харар, Эфиопия (Абиссиния), 1913 год. Фотография: Николай Гумилев и Николай Сверчков / Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук), Санкт-Петербург
Абиссинка с ребенком. Эфиопы. Эфиопия (Абиссиния), 1913 год. Фотография: Николай Гумилев и Николай Сверчков / Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук), Санкт-Петербург
Рынок и площадь в Хараре. Харари. Харар, Эфиопия (Абиссиния), 1913 год. Фотография: Николай Гумилев и Николай Сверчков / Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук), Санкт-Петербург

Харар (совр. Харэр, тогда — Абиссиния, Эфиопская империя, теперь — Федеративная Демократическая Республика Эфиопия)

Крупный эфиопский исламский город, где Гумилев побывал несколько раз. Его второе абиссинское путешествие (1913 год) состоялось по инициативе петербургского Музея этнографии (Кунсткамеры)
, куда он потом целую неделю сдавал свои трофеи и фотографии. В этом путешествии его сопровождал племянник Николай Сверчков («Коля-маленький»). Там Гумилев подружился с местным губернатором — будущим императором Эфиопии Хайле Селассие I.

Аддис-Абеба (тогда — Абиссиния, Эфиопская империя, теперь — Федеративная Демократическая Республика Эфиопия)

Оба раза Гумилев брал в Хараре мулов и проводников и шел в путь караванной тропой отрогами Черчерских гор, на высоте 2,5 тысячи метров над уровнем моря. Путешествие в глубь страны было тяжелым. Из его дневника: «Идем по равнине; дичи масса, убили шакала. Остановились после трех часов хода, потому что галласы зарезали двух быков на кладбище и пригласили нас есть. Вечером ходили на охоту: убили громадную птицу, видели оленей. У меня лихорадка и почки. Пить нечего».
Вообще, документальных (а не поэтических) сведений о путешествиях Гумилева мало. Георгию Иванову, по его словам, он рассказывал: «Путешествовать по Африке отвратительно. Жара. Негры не хотят слушаться, падают на землю и кричат: «Калас» («Дальше не иду»). Надо их поднимать плеткой. Злишься так, что сводит челюсти».

Владиславов (совр. Кудиркос-Науместис, тогда — граница с Пруссией, теперь — Литовская Республика)

На Первую мировую войну
Гумилев отправился добровольцем. Поскольку он умел ездить верхом, он попал в кавалерию — сначала в уланы, а затем в гусары. В рядах русской армии он прошел по тем землям, которые раньше видел из окна поезда, направляясь в Европу. Боевое крещение Гумилева, воспетое им в стихотворении «Наступление»
(«Та страна, что могла быть раем…»), произошло на российско-германской границе. Затем он повоюет на других территориях Центральной Европы.

Лондон (тогда — Британская империя, ныне — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)

В 1917 году Гумилев, уже георгиевский кавалер, решает перевестись на южный, Салоникский фронт. Для этого ему надо было присоединиться к Русскому экспедиционному корпусу во Франции. Из России он отправился туда кружным путем — так к списку стран присоединяются Швеция, Норвегия и Англия. В британской столице Гумилев задержался на целый месяц, познакомился с Олдосом Хаксли, Гилбертом Честертоном, Уильямом Батлером Йейтсом.
Честертон в своих воспоминаниях об этом «русском в военной форме» писал: «Он был аристократом, землевладельцем, офицером одного из блестящих полков царской армии — человеком, принадлежавшим во всех отношениях к старому режиму. Но было в нем и нечто такое, без чего нельзя стать большевиком, — нечто, что я замечал во всех русских, каких мне приходилось встречать. Скажу только, что, когда он вышел в дверь, мне показалось, что он вполне мог удалиться и через окно. Он не коммунист, но утопист, причем утопия его намного безумнее любого коммунизма. Его практическое предложение состояло в том, что только поэтов следует допускать к управлению миром. <…> Я был польщен его любезностью, когда он назначил меня, как собрата-поэта, абсолютным и самодержавным правителем Англии. Подобным образом д’Аннунцио был возведен на итальянский, а Анатоль Франс — на французский престол».
Из Лондона Гумилев отправился в Париж. Круг замкнулся.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна