«Надо очень любить театр»

Начальник гримерного цеха Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского
Сергей Мухин стал лауреатом премии имени А.В. Луначарского в номинации «Лучший работник театра». Премия ежегодно присуждается работникам музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума, который в этом году пройдет с 15 по 17 ноября. Об отличиях российской и западной школы гримеров, сложностях профессии и талантливых коллегах он рассказал порталу «Культура.РФ».
Семинар по гриму. 2017 год. Фотография из личного архива Сергея Мухина
Сергей Мухин (слева) за работой. Фотография из личного архива Сергея Мухина
Семинар по гриму. 2017 год. Фотография из личного архива Сергея Мухина
— Первое, что хотелось бы у вас спросить…
— Если позволите, прежде всего я бы хотел выразить благодарность за то, что была создана эта премия для людей, которые работают в театре за кулисами, для работников художественно-постановочной части. Когда меня награждали, я так разволновался, что не мог произнести слова благодарности, а теперь вот хочу сказать большое спасибо всем, кто помогал мне получить эту награду. Я благодарен судьбе за то, что служу, работаю в прославленном театре России, где царит творческая атмосфера. Руководство театра, заинтересованное в конечном результате труда всего коллектива, очень внимательно относится к нуждам производства, ценит работников каждого подразделения. Благодарен своим коллегам за самоотверженность и любовь к профессии.
Я очень жду, когда будут объявлены лауреаты этого года: у нас в России очень много талантливых мастеров. Профессия очень редкая и востребованная. Жаль, правда, что сейчас фактически нет высших учебных заведений, где готовили бы театральных гримеров. Существуют кратковременные курсы, где готовят гримеров-пастижеров. Есть частные учебные заведения, обучение в которых стоит дорого и для мастеров театра практически получается недоступным.
На базе Пермского отделения Союза театральных деятелей один раз в два года я провожу обучающие семинары для гримеров Перми
и Пермского края. К нам приезжают из городских театров, я их знакомлю со всеми новинками, технологиями. Конечно, хотелось бы такие семинары проводить чаще.
— Что входит в обязанности театрального гримера?
— Наша отечественная школа отличается от западной тем, что в России профессия гримера объединяет сразу несколько профессий. Художник-гример и мастер по изготовлению пастижерных работ должен уметь уверенно работать с волосами, мужскими и женскими накладками, необходимыми на спектаклях, шить бороды, усы и бакенбарды, парики и шиньоны, постоянно искать новые способы изготовления видов художественно-пастижерских изделий. Нужно обладать талантом и хорошим вкусом, владеть гримерным искусством и воспроизводить разнообразные прически персонажей, какой бы сложности ни предъявляли эскизы постановщики будущего спектакля.
Оперный грим особый, в соответствии с замыслом художника-постановщика мастер создает оригинальный грим — возрастной, характерный, национальный, сказочный. Он выделяет в лице главное, избегая лишних мелких штрихов, но неизменно учитывая жанр спектакля. Соответствующий костюм, дополняя грим — острохарактерный, лирический или трагический, способствует наиболее полному раскрытию характера персонажа. Ежедневно руки мастера творят чудеса при изготовлении пастижерных работ, он преображает лица актеров, занятых не только в премьерах, но и в спектаклях текущего репертуара, помогая исполнителям войти в роль, настроиться на нужную историческую и психологическую атмосферу. В трудоемкой и кропотливой работе художника-гримера проявляется развитое творческое воображение, образное мышление, аккуратность и терпение, тактильное восприятие — нужны чуткие и умелые руки. Необходимо досконально знать не только искусство грима, но и историю прически, парикмахерское дело, основы театрально-декорационной композиции, а также пластическую анатомию, рисунок, живопись, скульптуру, историю театра и изобразительного искусства. Для того чтобы осуществить портретный грим повышенной сложности, нужно тщательно изучить эпоху, историческую и психологическую атмосферу произведения, которое необходимо воссоздать на сцене.
— Вот вы, например, и гример, и пастижер, и парикмахер…
— И, я считаю, что это правильно: мастер должен уметь всё. В наш театр сейчас приезжают зарубежные постановщики-специалисты. У них, на Западе, узкая направленность: один мастер занимается гримом, другой — прическами либо макияжем. А самое ценное в нашей школе — когда человек овладевает всем: делает парик, усы, бороду, грим.
— А у кого учились вы?
— Дело в том, что мне с детства нравился кукольный театр. Я сам делал дома кукол, шил им наряды. А вот когда дело дошло до головы и лица — а первая кукла, которую я сделал, был Петрушка, — пришлось придумать нос, сделать волосы из веревки. Меня это очень увлекло и очень стала нравиться профессия гримера, где ты можешь создать весь образ целиком. Когда я окончил восемь классов, то приехал в Москву, чтобы поступить в ТХТУ учиться на гримера. Но туда принимали только с московской пропиской. Мне посоветовали для начала стать учеником гримера, я поехал в Куйбышевский театр
, где очень многому научился, это была хорошая школа, я проработал там почти пять лет. Позже поступил в Омский технологический техникум — там изучают и грим, и пастиж, и парикмахерское искусство. С отличием окончив этот техникум, приехал в Пермь, в город с известным на всю страну оперным театром. В Перми меня пригласили в Институт культуры преподавать грим, а высшего-то образования у меня нет, и тогда я окончил художественно-педагогический факультет Пермского института культуры по специальности «режиссура». Уже больше 20 лет преподаю в институте предмет «искусство грима». Я до сих пор благодарен своим учителям — Лучихину Виктору Поликарповичу из Куйбышевского театра, Максимову Николаю Митрофановичу из МХТ имени Чехова
 — я ездил к нему на повышение квалификации и очень многому научился.
— А любовь к кукольному театру осталась?
— Да, конечно. Сейчас я делаю домашний кукольный театр уже для двух своих внучек — стараюсь привить им любовь к театральному искусству.
— Вы помните первый спектакль, который вы оформили?
— Да, конечно! Это был спектакль по Достоевскому
«Настасья Филипповна». Самое сложное было справиться с ощущением «Я это не знаю, то не знаю». Виктор Поликарпович мне говорил: «Всегда надо работать уверенно, с таким ощущением, что «всё знаю». А потом уже задавать вопросы». Ну и могу сказать, что я всю жизнь учусь, несмотря на то, что имею образование: постоянно посещаю семинары, мастер-классы, читаю специальную литературу, много чего интересного нахожу в интернете.
— А сегодня профессия театрального гримера пользуется популярностью у молодежи? К вам часто просятся в театр на работу?
— Сейчас очень сложная ситуация, потому что объявилось много визажистов. Они предлагают свои услуги, а у них нет знаний по гриму, нет навыков по изготовлению париков. И поэтому вот какой парадокс — многие хотят работать в театре, но им надо еще осваивать эту профессию. Молодежи удобно прийти в салон, где заработок намного больше, чем в театре. Все-таки профессия гримера и визажиста имеет серьезные различия. Визажист может прийти к нам в театр, в коллектив художников-гримеров, и постепенно освоить работы.
— Если к вам приходят в цех, чему вы учите?
— Практике. Иногда сначала очень нравится, осваивают основы профессии, но многих пугают трудности, сложность рабочего графика, и они уходят. Надо очень любить театр, это даже объяснить очень сложно. Сейчас у нас девять мастеров, преданных своему делу. Я стараюсь сохранить коллектив — это очень непросто.
— Вы часто смотрите разные спектакли. Что из последнего увиденного вам понравилось?
— Мой самый любимый образ, который не меняется с годами, — это Кармен. Я в восьмом классе написал письмо в Большой театр
, Елене Васильевне Образцовой
. Она тогда была признана лучшей Кармен мира. Сначала решил посоветоваться в школе, как это письмо лучше составить. Меня отругали, сказали, мол, кто ты такой, чтобы в Большой театр письма писать. А я отправил как есть. Через две недели Елена Васильевна прислала ответ, завязалась переписка. У меня сохранился целый альбом с фотографиями, которые она мне присылала с гастролей из разных городов. Через много лет мы встретились — она приезжала в Пермь с постановкой Виктюка
. Так что самый мой любимый спектакль — это «Кармен». Я ездил смотреть эту постановку в разные театры — в Петербург, Ригу, Казань, Новосибирск
, сейчас вот в Екатеринбург.
— Поддерживаете ли вы отношения с коллегами из других театров?
— Я вообще всегда дружу с гримерами, в любом театре, когда бываю, стараюсь познакомиться с коллегами. И когда к нам приезжают разные театры на гастроли, мы стараемся обмениваться опытом. Дружим с Нижегородским театром оперы и балета имени А.С. Пушкина
, с Самарским театром оперы и балета
. Я там не был 30 лет, а Самара — моя родина. Давно хотел поехать, и все не получалось, а тут меня пригласила главный художник Елена Васильевна Соловьева на мастер-класс. Я с удовольствием поехал, встреча была очень интересная, полезная. Кстати, там работает Галина Микулина, у нее стаж работы более 50 лет! Мне бы хотелось создать ассоциацию гримеров, фонд гримеров, чтобы мы могли поддерживать тех, кто много лет работает, как-то их поощрять. Ведь это для нас очень, очень важно…

Беседовала Елена Антонова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна