Трактир, двор и меблирашка: гостиницы из прошлого

В Российской империи люди путешествовали гораздо реже, чем сейчас. Поездки занимали много времени, требовали изрядных трат, а паспорта были далеко не у всех. Однако жилье для туристов существовало всегда. «Культура.РФ» рассказывает, где можно было остановиться до революции
и чем отличались постоялые дворы, гостиницы
и меблирашки.

Постоялый двор

Рудольф Френц. На постоялом дворе (фрагмент). Около 1880. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Фирс Журавлев. Извозчик на постоялом дворе (фрагмент). 1865. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Сергей Светославский. Постоялый двор в Москве (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На Руси гостиниц в европейском понимании не существовало. C XI–XIII веков путешественники селились в специальных частных домах. Их называли по-разному: постоялые, стоялые, заезжие, выезжие дворы. Не существовало закрепленного списка услуг, которые они бы предоставляли, — каждый хозяин по-своему обеспечивал комфорт постояльцам. От более поздних постоялых дворов допетровские отличались тем, что в них могли не кормить гостей, не всегда держали двор для повозок. Неизменной была одна услуга — комната с кроватью. Удобства, ванная и туалет были не везде.
С XVIII столетия постоялые дворы открывали повсеместно: в городах, селах, при дорогах, чтобы отдыхать в пути. Их часто строили для путешественников из конкретных стран. В Москве появились аглицкие (то есть английские), армянские и греческие дворы. В Нижнем Новгороде
встречались немецкие и голландские.
С 1832 года владельцы таких заведений не только обеспечивали путешественников комнатой или постелью, но и кормили
 — в трактирах или харчевнях, которые открывали тут же. Постепенно за наименованием «постоялый двор» закрепилось определенное значение: недорогое место, где живут во время поездок крестьяне. Это был низший класс гостиниц XIX века.

Трактирный дом

Виктор Васнецов. Чаепитие в трактире (В харчевне) (фрагмент). 1874. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
Борис Кустодиев. Извозчик в трактире (фрагмент). 1920. Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
Андрей Попов. Харчевня (фрагмент). 1859. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Так назвали первую, еще нетиповую гостиницу, которую открыли в Санкт-Петербурге. Существовало еще несколько ее наименований — питейный дом, трактир «Австерия», «Главный императорский кабак» или «Четыре фрегата». В заведении в том числе сдавали комнаты. Когда именно оно появилось, точно неизвестно. Разные источники указывают на разные даты в начале 1710-х. По некоторым сведениям, произошло это летом 1703 года, а в ноябре 1704-го Петр I отметил здесь основание Адмиралтейства. Владел местом Иоганн Фельтен, житель Гамбурга датского происхождения, императорский повар.
В Трактирном доме в основном бывали иностранцы, они часто упоминали это место в записках и воспоминаниях. Например, посланник из Ганновера Фридрих-Христиан Вебер писал:
…У самого моста в Петропавловскую крепость
, слева от входа, расположен наилучший кабак, или пивная, где на счет его царского величества продают вино, карты, пиво, водку и табак, поскольку торговля этим по всей стране принадлежит ему одному.
Петербургский Трактирный дом был уникальным: он открылся, когда в новой, строящейся столице еще не существовало наемного жилья. А еще он стал первым местом, где гостей встречали и кормили по европейскому образцу, с набором обязательных услуг. В «Австерии» сдавали комнаты и подавали еду, но не сохранилось сведений о том, где путники оставляли лошадей и повозки. До реформ Петра I заведений, подобных «Австерии», на Руси не было. Похожие гостиницы стали распространяться в Санкт-Петербурге и других городах после 1713 года, когда их начало открывать государство.

Герберг

Илларион Прянишников. Шутники. Гостиный двор в Москве (фрагмент). 1865. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Борис Кустодиев. Половой в трактире (фрагмент). 1920. Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского, Сочи, Краснодарский край
Иван Кокорев. В столовой (фрагмент). Середина XIX века. Самарский областной художественный музей, Самара
Настоящий гостиничный расцвет наступил после 1724 года. Петр I распорядился открыть 15 гербергов — так на немецкий манер сперва называли постоялые дворы нового типа. Все они сдавали комнату с кроватью и общими туалетом и ванной, тут же были едальни для постояльцев. А лошадей и повозки можно было оставить на специальной закрытой территории.
Герберги стали наполнять молодую столицу. В XVIII веке в них жили в основном иностранцы. Постоялых дворов в более раннем понимании в Петербурге не существовало — они были лишь в старых городах.
В 1750 году, при Екатерине II
, власти упорядочили налогообложение гербергов и их «столовых». Заведения поделили на разряды, которые зависели от набора услуг и напоминали современную звездность гостиниц — с той разницей, что высшим считался первый разряд, а не пятый. Список выглядел так:
№1, в котором герберге содержаны будут квартиры с постелями, столы с кушаньями, кофей, чай, шеколад, бильярд, табак, виноградные вина, французская водка, заморский элбир и легкое полпиво; №2, кроме стола с кушаньями, все вышеписанное; №3, кроме квартиры с постелью, все вышеписанное; №4, кроме квартиры с постелями и стола с кушаньями, все вышеписанное; №5, одно кофе, чай, шеколад и табак.
Позже из разрядов с третьего по пятый получились трактиры без жилья — недорогой общепит, а первый и второй разряд стали вновь называть постоялыми дворами.

Трактир с «покоями внаем»

Леонид Соломаткин. Трактир «Золотой бережок» (фрагмент). 1865. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Владимир Маковский. В трактире (фрагмент). 1866. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Воронеж
Николай Скадовский. Трактирный оратор (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Под названием «трактир» в истории российского гостиничного дела и общепита понимали разные заведения. Сперва, в XVIII и первой половине XIX века, так называли небольшие места, где можно было снять комнату и поесть. Позже трактирами стали именовать и более крупные заведения. Например, один из первых петербургских адресов Александра Пушкина
 — дом Демута
на набережной Мойки, 40, — называли в том числе трактиром. Он представлял собой трехэтажное здание, где в первой трети XIX века размещалось не меньше 60 номеров. В 1861 году появилось официальное определение трактира: «Помещение, в котором отдаются внаем особые покои со столом либо производится продажа кушанья и напитков». Словом «трактир» могли назвать гостиницу или меблированные комнаты — любое демократичное место с жильем и едой.
Позже, со второй половины XIX века, трактирами стали называть недорогие заведения, где подавали блюда русской кухни
. Такие места считались низшей ступенью сервиса. В них прислуживали и убирались половые — парни, которые нанимались на работу из других губерний. Их одевали в белые штаны и рубахи навыпуск — в соответствии с концепциями «русского» общепита
.

Гостиница

Вадим Кислых. Чаепитие. Эскиз к художественному фильму Александра Файнциммера «Трактир на Пятницкой» (фрагмент). 1977. Государственный центральный музей кино, Москва
Алексей Корзухин. В монастырской гостинице (фрагмент). 1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Серебряков. Номер в гостинице (фрагмент). Эскиз к художественному фильму Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». 1967. Государственный центральный музей кино, Москва
В России так называли заведения высшего класса. Гостиницу от остальных мест — постоялых дворов, гербергов и трактиров — отличали удобства: в комнатах здесь находилась ванная с туалетом. Первые гостиницы появились в XVIII веке в Петербурге и Москве. Их называли в честь европейских городов: «Неаполь», «Париж», «Лондон». Здания обустраивали похожим образом, в них обычно было два этажа. На первом располагалась зала, где все гости могли отдохнуть — пообедать, побеседовать или сыграть в популярные игры
. На втором находились жилые комнаты, при которых иногда устраивали клетушки для слуг.
Гостиницы были в основном дорогими, для зажиточных путешественников. При них содержали рестораны — места, где подавали европейские блюда, а гостям прислуживали официанты во фраках и белых перчатках. В течение столетия гостиницы появились во всех крупных российских городах.

Почти квартира: меблированные комнаты

Юрий Анненков. Меблирашки. Эскиз декорации к спектаклю «Самое главное» (фрагмент), театр «Вольная комедия», Петроград. 1921. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Василий Перов. Дворник, отдающий квартиру барыне (фрагмент). 1878. Ярославский художественный музей, Ярославль
Александр Лавров. Почтовая карточка «Встреча Нового года студентами в меблирашках» (фрагмент). 1904–1912. Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
Люди, приезжающие в новое место надолго, могли поселиться в меблированных комнатах — апартаментах с мебелью и обстановкой. Они были устроены как недорогие гостиницы. В комнатах имелись все нужные удобства, в том числе ванная и туалет. Порядок здесь наводила прислуга, гости могли выпить чай или заказать небольшой перекус, но обеды в таких заведениях не предлагали. От частных квартир внаем такие места отличались планировкой. Средняя квартира в доходном доме имела от одной до трех разных комнат, в зависимости от потребностей жильцов, а также кухню, чуланы, коридоры. В меблирашках же сдавали именно комнаты. Также там часто требовали придерживаться строгих правил, например запрещали шуметь, а гости к постояльцам могли приходить только в конкретные часы. Комнаты в таких местах сдавали на длительное время — от нескольких месяцев.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна