Людмила Касаткина

Годы жизни: 15 мая 1925 - 22 февраля 2012
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
С детства Людмила Касаткина занималась художественной самодеятельностью: выступала с танцевальным коллективом, училась актерскому мастерству. После окончания ГИТИСа
она играла в Центральном театре Советской армии
. Известной Касаткину сделали роли в фильмах «Укротительница тигров», «Помни имя свое» и «Операция «Трест».

Ученица балетной студии и студентка театрального института

Людмила Касаткина в молодости. Фотография: kino-teatr.ru
Людмила Касаткина в роли Катарины в спектакле Сергея Колосова и Алексея Попова «Укрощение строптивой». 1961. Центральный театр Советской армии, Москва. Фотография: kino-teatr.ru
Людмила Касаткина. 1 декабря 1955–31 декабря 1960. Москва. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа арт музей, Москва
Людмила Касаткина родилась 15 мая 1925 года в деревне Новое Село недалеко от Смоленска. Ее родители Иван и Варвара Касаткина были зажиточными крестьянами. Через три года после рождения дочери они переехали в Москву, чтобы избежать раскулачивания. Там родители будущей актрисы стали работать на заводе.
С детства Людмила Касаткина занималась художественной самодеятельностью. Когда будущая актриса училась в пятом классе, в класс, где она училась, пришел балетмейстер Игорь Лентовский. Он отбирал девочек в хореографический класс Центральной музыкальной школы при Московской консерватории
. Людмилу Касаткину взяли. С первых лет учебы в музыкальной школе она много выступала, танцевала на концертах, занималась в балетной студии. Однако в четырнадцать лет Касаткиной пришлось оставить занятия: она сломала ногу. Вместо этого будущая артистка стала посещать Студию художественного слова при Дворце пионеров. Ее педагогами были актрисы Анна Бовшек и Анна Шнейдер.
Летом 1941 года Касаткина поехала на летние каникулы в Новое Село к бабушке и дедушке. Вскоре началась Великая Отечественная война
, немцы приблизились к Смоленску. Чтобы не попасть в оккупацию, она пешком дошла до ближайшего города — Можайска, — а оттуда на поезде вернулась в Москву.
В 1943 году Людмила Касаткина закончила школу. По совету Анны Шнейдер и Анны Бовшек она подала документы в ГИТИС. Будущая артистка переживала, что ее не примут из-за низкого роста — 159 сантиметров. Однако на вступительных экзаменах Касаткина так прочитала «Итальянскую сказку» Максима Горького
, что члены приемной комиссии решили зачислить ее в мастерскую актеров Иосифа Раевского и Григория Конского.
В 1947 году Касаткина закончила ГИТИС. Сразу после окончания института ее приняли в труппу Центрального театра Советской армии (сейчас — Центральный академический театр Российской армии). На его сцене Касаткина дебютировала в массовке, однако почти сразу же поручила крупную роль. В 1947 году актриса сыграла в спектакле «Первый гром». В эти годы у нее было лирико-комедийное амплуа.
Ко всем своим выступлениям Касаткина тщательно готовилась. Чтобы сыграть судью в спектакле «Ковалева из провинции», она посетила заседание. Артистка наблюдала, как ведут себя участники процесса, чтобы в деталях проработать образ.
Всего в Центральном театре Советской армии Людмила Касаткина сыграла более шестидесяти ролей, среди которых Катарина из «Укрощения строптивой»
, Лейди Торренс из «Орфей спускается в ад» и Миссис Этель Сэвидж из «Странной миссис Сэвидж».

«Укротительница тигров» и другие фильмы Людмилы Касаткиной

Постер художественного фильма Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского «Укротительница тигров», 1954. Изображение: kinopoisk.ru
Людмила Касаткина в роли Лены Воронцовой в художественном фильме Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского «Укротительница тигров» (1954)
Людмила Касаткина в роли Лены Воронцовой в художественном фильме Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского «Укротительница тигров» (1954)
Известность пришла к Касаткиной в 1955 году, когда она сыграла главную роль в картине режиссеров Надежды Кошеверовой
и Александра Ивановского «Укротительница тигров». В большинстве сцен с тиграми ее дублером была цирковая артистка Маргарита Назарова. Однако в нескольких эпизодах с животными ей пришлось сниматься самой под руководством дрессировщика Бориса Эдера. Маргарита Назарова получила травму, а режиссерам нужны были кадры, где актриса находилась бы максимально близко к тиграм.
«Мы отработали 8 месяцев, как режиссер вдруг заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой. Чтобы спасти фильм, мне надо войти в клетку. И не нужно бояться — все меры предосторожности будут предприняты <…> Когда мы наконец сдавали картину на «Ленфильме», то Эдер сказал при всех — битком было в зале: «Я, Эдер, делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж. Я ей доверю 11 штук». Я отказалась. «Ну что делать, я больше люблю людей». Он еще тогда рассердился: «Неужели вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?». «Власть? Нет — азарт»
Людмила Касаткина (по статье журналиста Федора Раззакова «Людмила Касаткина»)
Картина «Укротительница тигров» стала одной из самых популярных в 1955 году. Ее посмотрело около 40 миллионов зрителей. В том же году режиссер Надежда Кошеверова пригласила Касаткину сняться в своем новом фильме — комедии «Медовый месяц». В ней актриса сыграла выпускницу медицинского института Людмилу Одинцову.
С конца 1950-х Касаткина стала сниматься в фильмах своего мужа Сергея Колосова. В журнале «Телевидение и радиовещание» писали: «Касаткина стала для Колосова опорой в самых рискованных художественных экспериментах». В 1960 году актриса сыграла главную роль в его экранизации пьесы Уильяма Шекспира
«Укрощение строптивой». За эту роль она получила премию «Золотая нимфа» на Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло.
Людмила Касаткина в роли Марии Захарченко в художественном фильме Сергея Колосова «Операция «Трест» (1967)
Людмила Касаткина в роли Ани Морозовой в телевизионном четырехсерийном художественном фильме Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя» (1965)
Людмила Касаткина в роли Зинаиды Воробьевой в художественном фильме Сергея Колосова «Помни имя свое» (1974)
Через несколько лет Касаткина снялась в телевизионном четырехсерийном фильме «Вызываем огонь на себя», где сыграла советскую разведчицу и подпольщицу Анну Морозову. Во время съемок этой ленты актриса чуть не погибла из-за ошибки пиротехников. Она вспоминала: «Волна [взрывная — Прим. ред] пошла под мое корыто, которое было из очень толстой жести. Корыто разорвалось в куски, которые полетели прямо мне на голову. Меня рванул за руку осветитель. Секунда решала мою судьбу».
В ленте «Операция «Трест», которая вышла на экраны в 1968 году, Касаткина вновь чуть не погибла. Она упала с лошади и получила травму позвоночника. Два месяца актриса лежала в больнице. Однако вскоре Касаткина была вынуждена вернуться к съемкам. В одном эпизоде артистка даже вновь скакала на лошади.
В 1974 году Касаткина сыграла в совместном советско-польском фильме «Помни имя свое» главную роль. Основой картины стала история узницы концентрационного лагеря Освенцим
, которая разыскивала своего сына. Чтобы исполнить эту роль, актриса села на диету и похудела на 12 килограммов, читала мемуары заключенных и посетила концентрационный лагерь.
«Я сказала Сереже [Сергею Колосову], что не готова сниматься в сцене, когда у меня отнимают сына, и я не могла это пережить. И тогда я нашла сторожа в концлагере, где мы снимали, и он мне открыл какой-то барак, где были свалены горы детских башмачков. И всю ночь… всю ночь я рассматривала детскую обувь: стоптанную, с запекшейся кровью, новенькую. Башмачки из всех стран. Я старалась угадать, кому принадлежали ботиночки — мальчику, девочке, сколько им было лет и сколько он пробыл в концлагере до своей гибели… Наутро, когда я услышала по мегафону: «В барак, на съемку», я сказала: «Сегодня я могу сниматься, я сыграю, как у меня отнимали сына…»
Людмила Касаткина о съемках «Помни имя свое» (по статье журналиста Федора Раззакова «Людмила Касаткина»)
Фильм «Помни имя свое» прославил Касаткину и в СССР, и в Польше. В СССР его посмотрело 35 миллионов зрителей. В журнале «Советский экран» писали: «Авторы писем единодушно дают высокую оценку картине, благодарят режиссера Сергея Колосова и исполнительницу главной роли народную артистку СССР Людмилу Касаткину за волнующий рассказ о судьбе русской женщины-матери». Вскоре актриса получила звание Народной артистки СССР за «большие заслуги в развитии советского театрального искусства» и Заслуженного деятеля культуры Польши. Касаткина вспоминала: «Я не просила этих званий (заслуженная и народная). Когда мне дали звание народной СССР, я поняла, что что-то произошло, увидев глаза мамы, наполненные слезами. До этого я звания воспринимала как еще один камень, положенный на твои плечи». На кинофестивале в Гданьске артистка получила награду за лучшую женскую роль, а по итогам 1975 года была признана лучшей советской актрисой по версии читателей журнала «Советский экран».
В 1980-х Касаткина продолжила сниматься в кино. Она сыграла в телевизионных фильмах «Под крышами Монмартра» и «Дороги Анны Фирлинг», музыкальной комедии «Принцесса цирка».
Занималась Касаткина и озвучиванием. Ее голосом говорит Падчерица «Двенадцати месяцев», пантера Багира из «Маугли» и служанка из «Последней невесты Змея Горыныча».

Личная жизнь: «Я должна проверить, люблю ли я тебя»

Людмила Касаткина с мужем Сергеем Колосовым. Фотография: 1001material.ru
Людмила Касаткина с мужем Сергеем Колосовым (слева) и сыном Алексеем (справа). Фотография: 1001material.ru
Людмила Касаткина с сыном Алексеем. Фотография: 1001material.ru
Людмила Касаткина была замужем один раз. Ее супругом стал режиссер Сергей Колосов, который учился в ГИТИСе в одно время с актрисой. Они познакомились в 1946 году, а поженились спустя четыре года.
«Я была хорошенькой. У меня было много поклонников. Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала, как оглашенная. Такая недотрога была. И поэтому, когда за мной начал ходить Колосов, вернувшийся с войны, пионы носить… <…> Четыре года мы дружили до женитьбы. Я сказала ему: «Я должна проверить, люблю ли я тебя, а ты меня по-настоящему». И за четыре года он откинул от меня всех моих поклонников»
Людмила Касаткина (по статье журналиста Федора Раззакова «Людмила Касаткина»)
Вместе Касаткина и Колосов прожили больше шестидесяти лет. Актриса часто снималась в фильмах своего мужа. В 1958 году у супругов родился сын Алексей Колосов. Он закончил факультет журналистики МГУ
, а затем стал джазовым композитором и музыкантом группы «Аура».

«Что такое для актрисы играть, играть, играть, а потом бац — и перерыв»

Людмила Касаткина. Фотография: ruskino.ru
Людмила Касаткина. Фотография: tipstops.ru
Людмила Касаткина в роли Евгении Холодковой в художественном фильме Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001)
С 1979 года Людмила Касаткина преподавала в ГИТИСе. Вместе с мужем она руководила собственной актерской мастерской. Среди их учеников артистки Евгения Добровольская и Алиса Богарт.
В 1990-х Касаткина продолжила играть в театре, однако после перехода режиссера Алексея Попова в МХАТ
стала получать меньше ролей. Актриса вспоминала: «Что такое для актрисы играть, играть, играть, а потом бац — и перерыв. Не стало Попова, одни режиссеры, с которыми я работала, ушли, пришли другие. И дело не в возрасте: я очень плавно переходила от девочек к женщинам».
Касаткина сосредоточилась на работе в кино. Она снималась в телевизионных сериалах, фильме Карена Шахназарова
«Яды, или Всемирная история отравлений». Артистка была членом Российской академии кинематографических искусств «Ника», выступала на творческих вечерах и ездила с гастролями по России.
В последние годы жизни Касаткина болела. 11 февраля 2012 года умер ее муж Сергей Колосов, а через 11 дней скончалась и сама актриса. Колосова и Касаткину похоронили рядом на Новодевичьем кладбище в Москве.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна