Марк Захаров

Годы жизни: 13 октября 1933 - 28 сентября 2019
Страна: СССР
Сфера деятельности: Режиссер, Актер театра, Театральный режиссер, Педагог
Содержание
Марк Захаров больше 40 лет был художественным руководителем театра «Ленком»
в Москве. На его сцене режиссер поставил спектакли «Доходное место», «Юнона и Авось»
, «Жестокие игры». Захаров снял телефильмы, которые стали настоящей советской классикой: «12 стульев», «Обыкновенное чудо»
и «Тот самый Мюнхгаузен»
.

Студент ГИТИСа

Марк Захаров родился в 1933 году в Москве. При рождении он получил фамилию Ширинкин. Его отец, Анатолий Ширинкин, преподавал в школе, а мать, Галина Бардина, окончила театральную студию и вела занятия в актерских кружках для детей. После рождения сына семья жила в коммунальной квартире в районе Красной Пресни в столице.
Захаров с ранних лет полюбил театр, особенно кукольный. В своей книге «Контакты на разных уровнях» он писал: «Я очень увлекался театром в детстве, был ошеломлен довоенной «Синей птицей» во МХАТе
, позднее знал наизусть многие спектакли в волшебном театре Сергея Образцова
»
. С третьего класса он посещал драмкружок, а затем и театральные коллективы Москворецкого дома пионеров, где занимался вместе с Андреем Тарковским
.
После школы Марк Захаров решил поступать в Школу-студию МХАТ
, но его даже не допустили до экзаменов. На предварительной консультации абитуриенту посоветовали выбрать другую профессию. Но затем Захаров успешно прошел вступительные испытания в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского
. В 1951 году его зачислили на актерский факультет, руководителем студента стал режиссер и актер Иосиф Раевский. Уже со второго курса Захаров участвовал в массовых сценах, играл в спектакле «Дорога свободы» в Театре им. Маяковского
. Во время учебы режиссер познакомился со своей будущей женой, Ниной Лапшиновой, которая училась на курс младше.

«Я почувствовал запах режиссерской профессии»

В 1955 году Марк Захаров окончил ГИТИС. В СССР существовала практика распределения: государство отправляло выпускников на несколько лет работать по специальности в разные регионы страны. Захарова определили в Пермский областной драматический театр. Спустя год в Пермь
приехала Нина Лапшинова, они с Захаровым поженились и вместе служили в драмтеатре. По воспоминаниям режиссера, в то время ему поручали играть в постановках «разных смешных людей» — например, Бернардо в пьесе Лопе де Веги «Хитроумная влюбленная». Одновременно Марк Захаров работал на радио и рисовал карикатуры для прессы.
В 1956 году Захарова пригласили в театральную студию Пермского университета. Там он дебютировал как режиссер со спектаклем «Аристократы» по мотивам пьесы Николая Погодина. Об этом периоде позднее он писал: «Я почувствовал запах режиссерской профессии».
В Перми Марк Захаров проработал три года, затем вернулся в Москву. Там его приняли в Театр им. Гоголя
, но поручали в основном второстепенные роли. Спустя год Захаров перешел в Московский театр миниатюр
, где актеры выступали с монологами, показывали комические сценки и фельетоны. В то же время продолжал заниматься режиссурой, ставил спектакли в студенческом театре Московского государственного университета
. Первой работой мастера на новой сцене в 1962 году стал спектакль «Дракон» по одноименной пьесе Евгения Шварца
. Затем публика увидела постановку «Карьера Артуро Уи» по произведению Бертольта Брехта: Захаров работал над ней вместе с советским актером Сергеем Юткевичем. Эти спектакли принесли режиссеру известность среди коллег.
В 1965 году Марк Захаров пришел в Московский театр сатиры
. Первым спектаклем на профессиональной сцене стало «Доходное место» по пьесе Александра Островского
. Главные роли исполнили ведущие актеры театра — Андрей Миронов
и Татьяна Егорова. Захаров вспоминал, что спектакль «очень быстро превратился в московскую сенсацию, зритель штурмовал театр».
Но спустя несколько месяцев постановку сняли с репертуара: министр культуры СССР Екатерина Фурцева назвала «Доходное место» безыдейным: по ее мнению, комедия не соответствовала советской идеологии. Другая работа Захарова-режиссера также оказалась под запретом: вскоре после премьеры закрыли комедию «Банкет» по пьесе Аркадия Арканова
и Григория Горина
.

Художественный руководитель «Ленкома»

Марк Захаров. Москва, 1988 год. Фотография: Валентин Мастюков / ИТАР-ТАСС
Татьяна Догилева в роли Нели и Александр Абдулов в роли Никиты в спектакле Марка Захарова и Юрия Махаева «Жестокие игры». Московский театр имени Ленинского комсомола, Москва, 1979 год. Фотография: Виктор Баженов / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Марк Захаров на репетиции спектакля. Москва, 1985 год. Фотография: Олег Иванов / Фотохроника ТАСС
В 1973 году Марк Захаров стал главным режиссером Московского театра им. Ленинского комсомола — «Ленкома»
. На этой должности он сменил Анатолия Эфроса
. Первой постановкой Захарова стала пьеса «Автоград‑XXI»: режиссер написал ее совместно с поэтом Юрием Визбором
. Главным героем стал молодой технократ, который руководил строительством большого завода. В драматической фантазии, как называли пьесу авторы, сочетались юмор и гротеск, психологизм драмы и лирика. Захаров отмечал, что это музыкальный рассказ о новом герое, который сквозь сомнения и препятствия движется к победе — готовому заводу. В постановке звучали песни на стихи Юрия Визбора и Роберта Рождественского
.
В 1977 году Захаров поставил спектакль «Парень из нашего города». В его основу легла одноименная пьеса советского писателя Константина Симонова
. Действие разворачивается в 1930-е. Герой произведения — Сергей Луконин, студент танкового училища. После учебы он отправился на войну в Испанию, попал в плен, но ему удалось сбежать. В постановке играли Виктор Проскурин, Олег Янковский
и Людмила Зорина.
Другой известной работой Захарова-режиссера стали «Жестокие игры» по одноименной пьесе Алексея Арбузова. По сюжету социальной мелодрамы, как ее называли критики, родители молодого художника Кая улетели в командировку в Исландию. Юноша остался один в большой московской квартире. К нему постоянно приходили гости, среди них оказалась девушка Неля, которая сбежала из провинциального города от родных. Родители Кая не принимали особого участия в его жизни, отец и мать Нели не разделяли ее ценностей и убеждений. Оба героя чувствовали свою заброшенность и ненужность. Захаров писал, что «Арбузов тонко воссоздал многие особенности в мышлении и взаимоотношениях молодых людей». Постановка стала актерским дебютом Татьяны Догилевой: она исполнила роль Нели.

«Юнона и Авось»

Николай Караченцов в роли Николая Резанова и Елена Шанина в роли Кончиты в спектакле Марка Захарова «Юнона и Авось». Московский театр имени Ленинского комсомола, Москва, 1981–1990 годы. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Слева направо: композитор Алексей Рыбников, Марк Захаров, поэт Андрей Вознесенский и актер Николай Караченцов после 800-го спектакля Марка Захарова «Юнона и Авось». Государственный театр «Ленком», Москва, 2002 год. Фотография: Александр Стернин / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Николай Караченцов в роли Николая Резанова в спектакле Марка Захарова «Юнона и Авось». Московский театр имени Ленинского комсомола, Москва, 1987 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
В 1981 году в репертуаре театра появилась рок-опера «Юнона и Авось»
. С разным составом актеров постановку показывали на сцене «Ленкома» свыше тысячи раз, она идет и по сей день — уже больше 40 лет. Музыку для спектакля написал композитор Алексей Рыбников
, либретто создал поэт Андрей Вознесенский
.
В основу истории
легли реальные события. В начале XIX века русский дипломат Николай Резанов
в составе экспедиции отправился в кругосветное плавание. Он прибыл в Калифорнию, в город Сан-Франциско, чтобы пополнить запасы продовольствия для колоний на Аляске. Там Резанов встретил юную Кончиту Аргуэльо, дочь местного губернатора, и вскоре обручился с ней. Но Резанову предстояло вернуться в Россию, чтобы просить разрешения на брак с иностранкой. До Петербурга он не доехал — тяжело заболел в дороге, из-за сильной слабости упал с лошади и вскоре скончался. Кончита узнала о смерти жениха лишь через год. Замуж она больше не вышла, постриглась в монахини и занялась благотворительностью.
Роль Резанова в рок-опере исполнил Николай Караченцов
, Кончиту сыграла Елена Шанина. Вскоре после премьеры труппа отправилась на гастроли во Францию по приглашению кутюрье Пьера Кардена. Больше месяца спектакль шел в Париже каждый день, пресса благосклонно о нем отзывалась. По воспоминаниям Марка Захарова, зрители приходили на постановку по несколько раз. После успеха во Франции труппа отправилась дальше, в США, Германию и Нидерланды.

«12 стульев» и «Тот самый Мюнхгаузен»: Захаров — кинорежиссер

Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в художественном фильме Марка Захарова «12 стульев» (1976)
Марк Захаров (справа) на съемках своего художественного фильма «Тот самый Мюнхгаузен». 1979 год. Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
Олег Янковский в роли барона Мюнхгаузена и Елена Коренева в роли Марты в художественном фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Рекламный материал. 1979 год. Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
В 1970-е годы состоялся дебют режиссера Захарова в кино. В 1976 году на экраны вышел телефильм «12 стульев» по одноименному роману Ильи Ильфа
и Евгения Петрова. Лента стала второй советской экранизацией этого произведения: на пять лет раньше вышла картина
Леонида Гайдая
. Молодого авантюриста Остапа Бендера
в комедии Захарова сыграл Андрей Миронов
, а его приспешника Ипполита Воробьянинова по прозвищу Киса — Анатолий Папанов
. Музыкальную картину в четырех сериях тепло приняли зрители.
В 1979 году на экраны вышел телефильм «Тот самый Мюнхгаузен»
. В основу ленты легла пьеса Григория Горина «Самый правдивый». Драматург создал ее по мотивам произведений немецкого писателя XVIII века Рудольфа Эриха Распе. Образ выдумщика с богатым воображением, чьи фантазии зачастую оказываются реальностью, воплотил на экране Олег Янковский
. Несколько ролей в картине сыграли актеры «Ленкома», в том числе Леонид Броневой
и Александр Абдулов
.
В 1980-х Марк Захаров открыл для себя еще одно направление работы: он пришел преподавать на режиссерский факультет ГИТИСа
. Там он проработал почти 30 лет.

Театральные и телевизионные спектакли

Олег Янковский в роли Бориса Тригорина и Инна Чурикова в роли Ирины Аркадиной в спектакле Марка Захарова «Чайка». Государственный театр «Ленком», Москва, 1995 год. Фотография: Михаил Гутерман / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Марк Захаров. Москва, 1987 год. Фотография: Андрей Соловьев / Фотохроника ТАСС
Марк Захаров проводит репетицию со студентами III курса режиссерского факультета ГИТИСа. Москва, 1983 год. Фотография: Валентин Кузьмин / Фотохроника ТАСС
В 1990-х Захаров продолжал ставить спектакли в «Ленкоме». Среди постановок того периода — опера для драматического театра «Королевские игры», история о жизни английского короля Генриха VIII и его второй супруги Анны Болейн, которую казнили из-за подозрений в измене.
Захаров в «Ленкоме» поставил несколько спектаклей, которые называл «тихими» — без музыкального сопровождения. Режиссер писал о них: «Мы пытались освоить некоторые иные способы поэтического созидания». Среди подобных постановок — «Чайка» по одноименной пьесе
Антона Чехова
. Роль Тригорина в ней исполнил Янковский. Марк Захаров считал эту работу актера «вершиной его сценических свершений».
В 2000–2010-х Захаров работал над фильмами-спектаклями — экранизациями театральных постановок. В 2005 году вышла телеверсия комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
, главные роли в ней исполнили Дмитрий Певцов и Александра Захарова
. Режиссер вспоминал в мемуарах, что перед труппой стояла цель развеселить себя и зрителей, поэтому для действа характерна была «праздничная заразительность», с «хохотом и взрывами аплодисментов».
До последних дней Марк Захаров продолжал работу. Режиссер умер в сентябре 2019 года в Москве, похоронили его на Новодевичьем кладбище. Вскоре после этого театр, в котором он ставил спектакли более 40 лет, стал называться «Ленком Марка Захарова».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна