Иван Владимиров

Годы жизни: 10 января 1870 - 14 декабря 1947
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Художник Иван Владимиров прославился как баталист и автор «революционных акварелей». С документальной точностью он изображал события Русско-японской, Первой мировой
и Советско-финской войн, быт блокадного Ленинграда
. Много лет Владимиров работал художником-корреспондентом: его иллюстрации публиковали в российской и зарубежной прессе.

Юнкер и студент Академии художеств

Иван Владимиров. Перевязочный пункт во время Кавказской войны (фрагмент). 1893. Частное собрание
Иван Владимиров. Автопортрет (фрагмент). 1910. Частное собрание
Иван Владимиров. У колодца (фрагмент). 1905. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Мать Ивана Владимирова, англичанка Элизабет Вакгорн, была художницей. Отец будущего живописца, священник Алексей Владимиров, познакомился с ней в Великобритании, где работал переводчиком. В конце 1860-х годов он вместе с женой вернулся в Россию и поселился в Вильно (ныне Вильнюс, столица Литвы). Владимиров работал учителем русского языка в местном юнкерском училище, состоял в Русском географическом обществе, писал книги, педагогические брошюры, статьи для журнала «Вестник Европы» и газеты «Новое время». Здесь же, в Вильно, 10 января 1870 года родился Иван Владимиров.
Родители будущего художника уделяли большое внимание образованию сына. Иван Владимиров рос любознательным, любил читать и слушать рассказы отца о дальних странах, мечтал путешествовать. Однажды он сбежал из дома и сумел добраться до Великобритании, где нашел своего дядю — владельца парохода. С ним Владимиров прожил полгода, а после возвращения в Вильно еще не раз самостоятельно уезжал из дома, но теперь путешествовал только по Полесью.
С 16 лет Иван Владимиров учился в Виленской рисовальной школе. Педагоги полагали, что он станет художником, однако Владимиров увлекся военным делом и поступил в Санкт-Петербургское юнкерское училище. Там он считался одним из лучших студентов, что сулило ему блестящую карьеру в армии. Но из-за слабого здоровья будущему художнику пришлось отказаться от службы.

В 1891 году Иван Владимиров поступил вновь — на этот раз в Санкт-Петербургскую академию художеств
. Он учился у знаменитых живописцев того времени: Алексея Кившенко, Богдана Виллевальде и Франца Рубо. Вскоре студента, который интересовался батальной живописью, отправили на Кавказ
 — изучать историю войны 1817–1864 годов и иллюстрировать ее основные события. За картины «Взятие турецкого редута» и «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» он получил большую и малую серебряные медали, а за «Поражение адыгейцев на реке Малке» — звание классного художника первой степени.

Военно-художественный корреспондент

Иван Владимиров. Баррикада на Пресне. 1905 год (фрагмент). 1917−1918. Музей современной истории России, Москва
Иван Владимиров. Японское полевое орудие (фрагмент). 1905. Частное собрание
Иван Владимиров. Расстрел на Пресне в декабре 1905 года (фрагмент). 1906. Музей современной истории России, Москва
Еще во время учебы Иван Владимиров устроился художественным корреспондентом в журнал «Нива». В конце XIX века издатели часто нанимали живописцев и графиков, потому что иллюстрировать материалы фотографиями было сложно и дорого. Владимиров писал в реалистической манере, внимательно относился к деталям, а эти качества особенно ценили в «Ниве».
В 1904 году Владимиров по заданию редакции отправился на Русско-японскую войну. Там он написал картины «Орудие в опасности», «Артиллерийский бой», «Вернулся с войны», «Допрос пленного», «В Маньчжурии». Репортажные иллюстрации Владимирова печатали, помимо «Нивы», и в иностранной прессе — английской газете The Graphic и французском журнале L'Illustration.
Во всех моих художественных работах основная идея была выразить устремление наших бравых бойцов к отражению и уничтожению ненавистных, но сильных и злобных врагов Родины. Эту идею я всячески старался воплотить во всех своих произведениях, начиная с картин русско-японской войны.
Иван Владимиров, «Памятка о Великой Отечественной войне. Блокадные заметки 1941–1944 годов»
Иван Владимиров вернулся в Петербург как раз в то время, когда началась первая русская революция. Ее события художник отразил в работах «Бой на Пресне» и «На баррикадах в 1905 году». Критики неоднозначно оценивали творчество Владимирова: реалисты хвалили его, а модернисты считали «человеком старой гнилой школы».
В 1911 году Владимиров хотел выставить свои картины в модернистском Салоне, но организаторы отказались от «устаревших» работ. Тогда Владимиров написал, «не считаясь с точностью рисунка и не стесняясь в подборе красок», три новых полотна и отправил их на выставку с подписью «Карлъ Флинт. Хельсинки». Картины оценили и зрители, и профессиональные критики. Флинта назвали «национальным художником-самородком», а основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа
отметил, что автор картин точно отразил «художественное мировоззрение своего народа». Ближе к концу выставки Иван Владимиров опубликовал в газетах письмо, в котором признался, что под псевдонимом скрывался именно он.
Моя заметка произвела потрясающее действие: весь Петербург узнал, что художник Владимиров жестоко высмеял устроителей Салона и разоблачил «новаторство». На следующий день и позже я стал получать десятки писем и открыток с приветствиями и несколько ругательных открыток, в которых безымянные авторы обещали «жестоко наказать меня за обман.
Иван Владимиров о Салоне
Вскоре после выхода этой заметки Владимиров получил письмо от Ильи Репина
. Знаменитый художник писал: «Спешу приветствовать Вас за Вашу великолепную шутку над нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами нашего родного искусства».
Больше сблизиться с модернистами Иван Владимиров не пытался. В 1914 году началась Первая мировая война
, и художник вновь отправился на фронт корреспондентом журнала «Нива». В это же время он рисовал агитационные плакаты, которые призывали помогать армии. Его известность росла, и с помощью Комитета Императорского общества поощрения художеств Владимиров организовал персональные выставки в Петрограде.

Автор «революционных акварелей»

Иван Владимиров. Сжигание орлов и царских портретов. 1917. Частное собрание
Иван Владимиров. На улицах Петрограда (фрагмент). 1918. Частное собрание
Иван Владимиров. Разгром помещичьей усадьбы. 1926. Музей современной истории России, Москва
После Октябрьской революции 1917 года
Иван Владимиров ушел из «Нивы». В 1917–1918 годах он сотрудничал с петроградской милицией — рисовал фотороботы преступников и делал эскизы будущих картин.
Все время моей милицейской службы я имел с собой альбомчик и свободно зарисовывал все, что интересовало меня. Придя домой, я дополнял неясные штрихи и зарисовки и даже иногда закрашивал их акварелью, таким путем собрал богатейший материал для будущих картин, отображающих сцены и эпизоды революционной борьбы.
По книге Владимира Шака «Революционные акварели Ивана Владимирова»
В 1922 году Иван Владимиров вступил в Ассоциацию художников революционной России, которую поддерживало советское правительство. Члены организации считали, что в искусстве должен господствовать реализм. В декларации говорилось: «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Первый глава нового объединения Павел Радимов выступил с речью «Об отражении быта в искусстве», в которой заявил, что современная живопись должна показать «быт Красной армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам». В 1920-х и 1930-х годах Владимиров изображал события первых лет советской власти на картинах «Сжигание орлов и царских портретов», «Разгром помещичьей усадьбы» и в других работах. Также художник создавал зарисовки из жизни Владимира Ленина и Иосифа Сталина, писал сцены мирной советской жизни. Критики ценили документальную точность в «революционных акварелях» Владимирова и отмечали, что в его манере письма чувствуется влияние передвижников
. Владимиров стал популярен: его иллюстрации печатали в советских журналах, а картины выставляли в художественных галереях. В 1937 году полотна Владимирова показали на Всемирной выставке в Париже.

Последние годы жизни Ивана Владимирова

Иван Владимиров. Сдача белофиннов (фрагмент). 1940. Частное собрание
Иван Владимиров. Голодающие Берлина. 1945. Частное собрание
Иван Владимиров. Оборонный день в колхозе (фрагмент). 1941. Частное собрание
В 1939 году началась Советско-финская война. 69-летний Иван Владимиров не мог отправиться на нее художником-корреспондентом: не позволял возраст. Однако он изучал газетные сводки, создавал на их основе картины «Сдача белофиннов», «Въезд советских войск в Выборг» и другие полотна. Когда началась Великая Отечественная война
, художник жил в Ленинграде.
Жизнь в городе забурлила еще сильней, у всех, как и у меня, гнездились мысли — как бы я мог внести свою долю в защиту Родины. О поступлении добровольцем и мечтать не мог: мои 72 года и неуверенность походки сразу лишали меня надежды на какую-либо активную помощь подобного рода, и я решил все силы направить по линии искусства. Буду зарисовывать композиции всех моментов, какие встретятся мне и о каких я буду читать или слышать правдивые описания и рассказы.
По книге Владимира Шака «Революционные акварели Ивана Владимирова»
Всю войну Владимиров создавал агитационные плакаты, листовки и картины, в числе которых — «Бой за Тихвин», «Голодающие в Берлине», «Жертвы фугасной бомбы. Работа пожарных». Кроме того, художник вел дневник, в котором описывал быт блокадного города.
В 1945 году Владимирова наградили орденом Трудового Красного Знамени за «плодотворную деятельность в области советского искусства». В 1946-м ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Иван Владимиров умер 14 декабря 1947 года. Его похоронили на Серафимовском кладбище Ленинграда. Работы художника хранятся в Третьяковской галерее
, Русском музее
, частных коллекциях.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна