Карельские сказки и якутский эпос: национальные театры России

В 1930-х годах в республиках СССР стали появляться национальные театры. Чаще всего они возникали на базе любительских трупп
, но быстро становились профессиональными и популярными у публики. Сейчас такие театры сохраняют национальную культуру, литературу и традиции. А чтобы посмотреть спектакль, не обязательно знать местный язык: постановки сопровождаются синхронным переводом на русский.
Портал «Культура.РФ» и Татарский государственный академический театр им. Г. Камала
рассказали о самых интересных национальных театрах в разных регионах России. Читайте, где можно посмотреть постановку по роману Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза»
, зачем бурятским постановщикам пришлось отправляться в творческую экспедицию по Иркутской области и где в спектаклях участвуют сказители народного эпоса.

Татарский государственный академический театр им. Г. Камала

Писатель, драматург Галиаскар Камал. 1925–1933 годы. Национальный музей Республики Татарстан, Казань
Сцена из спектакля «Бешеные деньги». Татарский государственный академический театр им. Г. Камала, Казань. 1962 год. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», поселок Щелыково, Костромская область
Актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. 1914 год. Музейный комплекс города Казани, Казань
В Казани работает один из старейших национальных театров России. Датой его основания считается 22 декабря 1906 года: в этот день любительская студенческая труппа впервые публично сыграла на татарском языке пьесы «Беда из-за любви» и «Жалкое дитя».
Первую профессиональную труппу для казанского театра
собрал учитель из Оренбурга Ильяс Кудашев-Ашказарский. В 1907 году в нее пришла первая в мире актриса-мусульманка — Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. А еще год спустя знаменитый татарский поэт Габдулла Тукай
дал театру имя «Сайяр», что означает «Передвижник». В 1939-м его переименовали в честь знаменитого татарского драматурга Галиаскара Камала.
Сейчас на сцене Татарского государственного академического театра
идут пьесы знаменитых татарских драматургов: «Казанское полотенце» и «Голубая шаль» Карима Тинчурина, «Гульжамал» Наки Исанбета. Можно увидеть и классические постановки на Большой и Малой сценах: «Три сестры» Антона Чехова
, «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя
, «Ханума» Авксентия Цагарели.

Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова

Режиссер Гарун Батукаев. 1950-е годы. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Сцена из спектакля «Любовь Софии». Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова, Грозный. 1959 год. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Художественный руководитель, директор Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова, режиссер Хава Ахмадова. 2016 год. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Чеченский драматический театр
официально открылся в 1931 году. Его создали на базе любительских кружков, в которых играли непрофессиональные актеры. До 1937 года спектакли ставил грузинский режиссер Арчил Чхартишвили. Затем в театр пришел работать первый режиссер-чеченец Гарун Батукаев. Его дебютный спектакль «Храбрый Кикила» пользовался невероятным успехом у публики: в зрительном зале не оставалось ни одного свободного места. Песни к постановкам Батукаева писали композитор Умар Димаев и классик чеченской поэзии Арби Мамакаев. Некоторые из них стали популярны в народе даже отдельно от спектаклей.
Во время войны
театру присвоили имя Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. А еще два года спустя жителей Чечено-Ингушской АССР депортировали в Казахстан и Киргизию, поэтому работу театра пришлось приостановить. Постановки возобновились только через 13 лет, в 1957-м.
Хава Ахмадова и Мовсар Атаев в спектакле Хавы Ахмадовой «В родном краю, на родном языке». Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова, Грозный. 2015. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Ризван Халиков и Асет Муртазалиева в спектакле Хавы Ахмадовой «В родном краю, на родном языке». Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова, Грозный. 2015. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Амран Джамаев и Зулейхан Багалова в спектакле Хавы Ахмадовой «В родном краю, на родном языке». Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова, Грозный. 2015. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
В 2014 году Чеченский драматический театр возглавила Хава Ахмадова — единственная в республике женщина-режиссер
. Она поставила более 10 спектаклей: драму «Выше гор» по мотивам чеченских легенд, классическую комедию «Ханума», патриотическую постановку «В родном краю, на родном языке» и многие другие.

Бурятский государственный академический театр им. Х. Намсараева

Хоца Намсараев и Михаил Шолохов на I съезде писателей РСФСР, Москва. 1958 год. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Режиссер Сойжин Жамбалова. Фотография: <a href="https://burdram.ru/ourteam/rezhisers/soyzhin-zhambalova.html" target="_blank" rel="noopener">burdram.ru</a>
Сцена из спектакля «Полет. Бильчирская история». Бурятский государственный академический театр им. Х. Намсараева, Улан-Удэ. 2022 год. Фотография: <a href="https://burdram.ru/media/otzyivyi/otzyivyi-o-spektakle-%C2%ABpolet.-bilchirskaya-istoriya%C2%BB.html" target="_blank" rel="noopener">burdram.ru</a>
В Улан-Удэ находится единственный в мире театр, где идут спектакли на бурятском языке. Основу репертуара составляет национальная драматургия, но входят в него и русскоязычные постановки.
Театр назван в честь бурятского драматурга Хоца Намсараева — знатока фольклора. За основу многих своих произведений писатель брал фольклорные сюжеты. Его пьесы и сейчас идут на сцене.
Один из самых известных спектаклей в репертуаре Бурятского академического театра
 — «Полет. Бильчирская история». Режиссер Сойжин Жамбалова поставила его по мотивам повести Валентина Распутина
«Прощание с Матерой» и дополнила художественное произведение рассказами очевидцев о реальных событиях. Для этого группа постановщиков отправилась в творческую экспедицию в Иркутскую область: там раньше находились бурятские деревни, которые оказались затоплены во время строительства Братской ГЭС. Сойжин Жамбалова разыскала свидетелей тех событий и записала их рассказы, чтобы затем воплотить их на сцене.

Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури

Сцена из спектакля Айрат Абушахманов «Зулейха открывает глаза». Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури, Уфа. Фотография: <a href="https://bashdram.ru/zulejxa-otkryvaet-glaza-3/" target="_blank" rel="noopener"> bashdram.ru</a>
Поэт Мажит Гафури. Национальный литературный музей Республики Башкортостан, Уфа
Писательница Гузель Яхина. 2021 год. Фотография: Артем Геодакян / ТАСС
Национальный театр
в Башкортостане появился в 1919 году. В его труппу тогда вошли артисты нескольких любительских объединений. Всю свою более чем столетнюю историю театр опирается на четыре основных направления в репертуаре: национальная литература, произведения русских классиков, современная российская драматургия и зарубежные пьесы. На сцене уфимского театра можно посмотреть и комедию, и драматический спектакль, и даже антиутопию.
Одна из самых популярных современных постановок на этой сцене — «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману
Гузели Яхиной. Ее создал режиссер Айрат Абушахманов. В 2019 году спектакль «Зулейха открывает глаза» получил театральную премию «Золотая маска».

Государственный национальный театр Карелии

Петр Микшиев и Суссана Лехтонен во время подготовки к спектаклю «Рунар и Кюлликки». Государственный национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск. 1992 год. Фотография: Семен Майстерман / ТАСС
Основатель Государственного национального театра Республики Карелия, поэт и драматург Рагнар Нюстрем. Фотография: <a href="https://n-teatr.krl.muzkult.ru/istorija_teatra" target="_blank" rel="noopener">n-teatr.krl.muzkult.ru</a>
Сцена из спектакля Станислава Васильева «Дорога в Небыван». Государственный национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск. Фотография: <a href="https://n-teatr.krl.muzkult.ru/doroga_v_nebyvan/" target="_blank" rel="noopener">n-teatr.krl.muzkult.ru</a>
Государственный национальный театр Карелии
открылся в 1932 году. В его труппу принимали карельских, финских, русских актеров. Сейчас это единственный театр мира, где идут постановки на карельском, вепсском, финском и русском языках. Все иноязычные спектакли сопровождаются синхронным переводом.
В репертуар театра входят постановки по мотивам сказок и эпоса разных народов. Например, в основу пьесы «Сын-медведь» легли карельские волшебные сказки и песни. Кроме того, в театре можно посмотреть и классические спектакли по произведениям Александра Пушкина
, Уильяма Шекспира
, Карло Гольдони.

Якутский театр «Олонхо»

Национальный праздник лета Ысыах Олонхо в якутском театре «Олонхо», Якутск. 2019 год. Фотография: Василий Кононов / <a href="https://olonkhotheater.ru/projects/olonkho-ysyakh/olonkho-ysyakh-nam/" target="_blank" rel="noopener">olonkhotheater.ru</a>
Основатель якутского театра «Олонхо» Андрей Борисов. 2019 год. Фотография: Петр Ковалев / ТАСС
Национальный праздник лета Ысыах Олонхо в якутском театре «Олонхо», Якутск. 2018 год. Фотография: <a href="https://olonkhotheater.ru/projects/olonkho-ysyakh/ysyakh-olonkho-aldan/" target="_blank" rel="noopener">olonkhotheater.ru</a>
Театр «Олонхо»
в Якутске называют «послом якутской культуры». Его репертуар основан на местном эпосе олонхо
 — героических поэмах, в которых могучие богатыри и богатырши сражаются со злыми силами, ищут чудесный предмет и даже находят любовь. ЮНЕСКО признало якутский эпос частью нематериального наследия человечества.
Сцена из спектакля Андрея Борисова «Улуу Даарын». Якутский театр «Олонхо», Якутск. 2022 год. Фотография: <a href="https://olonkhotheater.ru/media/" target="_blank" rel="noopener">olonkhotheater.ru</a>
Сцена из спектакля Андрея Борисова «Улуу Даарын». Якутский театр «Олонхо», Якутск. 2022 год. Фотография: <a href="https://olonkhotheater.ru/media/" target="_blank" rel="noopener">olonkhotheater.ru</a>
Сцена из спектакля Андрея Борисова «Улуу Даарын». Якутский театр «Олонхо», Якутск. 2022 год. Фотография: <a href="https://olonkhotheater.ru/media/" target="_blank" rel="noopener">olonkhotheater.ru</a>
Важную роль в постановках театра «Олонхо» играют олонхуты — сказители, исполнители традиционных поэм. Они участвуют почти в каждом спектакле и специально обучают некоторых актеров. Кроме того, театр проводит фольклорные экспедиции и каждый год в июне устраивает национальный праздник лета
Ысыах. Это главное торжество якутов, его название буквально переводится как «изобилие». В старину праздник отмечали в день летнего солнцестояния: молились языческим богам, накрывали столы с угощениями, устраивали танцы, игры и конные скачки.

Автор: Ирина Кирилина

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна