Борис Андреев

Годы жизни: 09 февраля 1915 - 24 апреля 1982
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино
Содержание
Борис Андреев говорил про себя: «Мы, волгари, народ крепкий, могучий, выносливый». Такими же были и его киногерои. Он играл простых людей: сталеваров, шахтеров, трактористов. За свою карьеру Андреев снялся в 55 фильмах, среди которых — «Два бойца»
, «Большая жизнь», «Илья Муромец»
, «Путь к причалу», и дважды получил Сталинскую премию.

«1738 комбайнов и один актер»: от станка до театральной сцены

Борис Андреев родился в Саратове в рабочей семье. Когда ему исполнилось пять лет, родители переехали в соседний городок Аткарск и устроились в мастерскую по ремонту сельскохозяйственного оборудования. В 1923 году Андреев пошел в первый класс. Вместе со своими друзьями после уроков он часто репетировал сценки для школьных концертов. Но о профессии актера он не мечтал: в 1930 году, после окончания семи классов, Андреев поехал в Саратов поступать в сельскохозяйственный техникум. С таким образованием он легко мог найти работу в Аткарске. Правда, до приемной комиссии Андреев не дошел. В дороге он познакомился со строителями Саратовского комбайнового завода, которые уговорили устроиться туда: предприятию как раз требовались слесари-электромонтеры.
О том, что при комбайновом заводе есть кружок самодеятельности, Борис Андреев узнал случайно. Будущего актера попросили построить декорации для спектакля, и он пришел за досками в разгар репетиции. Юношу сразу заметил художественный руководитель Иван Слонов: внешне сильный, крупный Андреев подходил на роли передовиков производства. Режиссер предложил ему записаться в драмкружок. Слонов учил технике речи и показывал приемы, которые помогали вжиться в роль. Вскоре Андреев исполнял все главные роли в заводских спектаклях.
В 1933 году Борис Андреев по совету режиссера поступил в Саратовский театральный техникум. Совмещать работу и учебу удавалось с трудом — он даже думал бросить техникум. Однако Слонов убедил дирекцию завода, что Андреев станет знаменитым актером. Администрация пошла на уступки. Чтобы слесарь смог сосредоточиться на учебе, ему снизили количество часов в сменах, а на четвертом курсе и вовсе освободили от работы и назначили стипендию из фонда предприятия. В 1937 году Андреев закончил техникум и получил диплом актера. Он вспоминал: «На всю жизнь останется в моей памяти день, когда я пришел после защиты диплома в родной цех завода. Вместо обычной замасленной спецовки я явился в белой накрахмаленной рубашке, впервые надел галстук. Торчащие вихры были старательно приглажены. Кругом веселые, радостные лица, все поздравляли меня с окончанием». На ежегодном собрании цеха старший слесарь Королев сказал: «В этом году наш завод выпустил 1738 комбайнов и одного актера».

«Играл по самому большому счету»: фильмы с участием актера

Борис Андреев (справа) в роли Харитона Балуна и Петр Алейников в роли Ивана Курского в художественном фильме Леонида Лукова «Большая жизнь» (1939)
Кадр из художественного фильма Ивана Пырьева «Трактористы» (1939)
Борис Андреев в роли Назара Думы в художественном фильме Ивана Пырьева «Трактористы» (1939)
В 1937 году, через несколько месяцев после вручения дипломов, Бориса Андреева взяли на работу в Саратовский драматический театр имени Карла Маркса
. Первым спектаклем молодого актера стал «Вишневый сад» по пьесе
Антона Чехова
, в котором ему досталась эпизодическая роль — он озвучивал собаку.
Я исполнял эту роль в течение сезона. Делал я ее со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке.
Борис Андреев, актер
В 1938 году Борис Андреев вместе с Саратовским театром отправился на гастроли в Москву. После одного из спектаклей к актеру подошли ассистенты известного режиссера Ивана Пырьева
: они искали артистов для музыкального фильма «Трактористы»
. Андреев вспоминал: «Я стоял за кулисами и курил. В это время ко мне подошли двое и поинтересовались, я ли актер Саратовского театра Андреев. «Если надо, я сейчас же затушу сигаретку», — сказал я. А в ответ получил приглашение прийти на киностудию». На следующий день актер получил роль Назара Думы — грубоватого и порывистого колхозника. По сюжету герой Андреева притворялся женихом ударницы Марьяны Бажан и этим чуть не помешал ей найти настоящую любовь. Исполнитель главной роли Николай Крючков
писал: «Это была первая его роль в кино, а сыграл он ее очень уверенно, профессионально, с чувством меры, нигде не «пережимая», хорошо взаимодействуя с партнерами. В нем сразу же обнаружился недюжинный актерский талант».
На съемках картины Борис Андреев подружился с актером Петром Алейниковым. После выхода на большой экран «Трактористов» в 1939 году Алейников предложил другу переехать в Москву и найти работу в кино. Андреев согласился. Уже через несколько месяцев они вместе сыграли лейтенантов в картине Эдуарда Пенцлина «Истребители». В это же время режиссер Леонид Луков одобрил Бориса Андреева на эпизодическую роль шахтера Харитона Балуна в фильме «Большая жизнь». Обе ленты стали лидерами кинопроката в 1940 году: «Истребителей» посмотрели 27 миллионов советских зрителей, «Большую жизнь» — почти 19 миллионов. Андреев стал знаменитым.
Началась Великая Отечественная война
. Осенью 1941 года всех сотрудников киностудии «Мосфильм»
эвакуировали в Среднюю Азию. Перед режиссерами того времени стояла задача снимать кино, которое поднимало бы боевой дух солдат. В 1942 году Леонид Луков приступил к съемкам картины «Два бойца». Сценарий фильма о фронтовой дружбе написали по повести Льва Славина «Мои земляки». Режиссер объяснял: «Главная сила на войне — это люди. И цель моя была показать эту главную силу войны — простых советских людей, не совершивших, на первый взгляд, никаких выдающихся подвигов, но чья повседневная жизнь и борьба сами по себе подвиг».
На главную роль Саши Свинцова Бориса Андреева одобрили сразу. Критик Татьяна Иванова писала: «В этом фильме Андреев доказал, что способен играть по самому большому счету. Не только умножать варианты своих упрямых парней, но и превращать их в выразителей народного характера, народной души, всполыхнутой войной, потрясенной, но непоколебимой». Режиссер снимал днем и ночью: картину нужно было закончить как можно скорее. Специально для картины композитор Никита Богословский
сочинил знаменитые военные песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали». В октябре 1943 года ленту показали солдатам на передовой.

«Лакировка действительности»: актер сталинских музыкальных комедий

Борис Андреев в роли Якова Бурмака и Вера Васильева в роли Анастасии Гусенковой в художественном фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1947)
Борис Андреев в роли Алексея Иванова. Плакат к художественному фильму Михаила Чиаурели «Падение Берлина» (1949). Изображение: kino-o-voine.ru
Борис Андреев (слева) в роли Феди Груши и Андрей Петров в роли Васи Тузова в художественном фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (1949)
В 1945 году Борис Андреев вернулся в Москву и устроился в Государственный театр киноактера
. Туда приходили артисты «Мосфильма», временно оставшиеся без работы в кино: сразу после войны государство выделяло мало денег на кинопроизводство. В 1947 году режиссер Иван Пырьев пригласил актера на съемки музыкального фильма «Сказание о земле Сибирской». По сюжету талантливый пианист повредил руку на войне и лишился возможности играть. Тогда музыкант решил изменить жизнь и отправился в Сибирь
. Борис Андреев исполнил в картине эпизодическую роль влюбленного шофера Якова Бурмака. В 1948 году творческую группу фильма наградили Сталинской премией первой степени.
В 1949 году Борис Андреев снова снялся у Пырьева: режиссер работал над фильмом «Кубанские казаки»
. Музыкальную комедию о социалистическом соревновании между колхозами отметил Иосиф Сталин. Посмотрев фильм, он сказал: «А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством».
Вскоре Бориса Андреева пригласили на главную роль в киноэпопее «Падение Берлина» Михаила Чиаурели. Отказаться от роли он не мог: идея картины принадлежала самому Сталину. История сталевара, которого дважды благодарит за трудовые и военные подвиги лично глава государства, стала третьей по популярности в прокате 1950 года. После выхода фильма съемочную группу наградили Сталинской премией I степени. Киновед Ростислав Юренев вспоминал: «Официальный успех в «Падении Берлина» меня от Андреева оттолкнул, и надолго. Понимаю и понимал, что актер не во всем виноват. Но в помпезном фильме Чиаурели Андрееву довелось олицетворять русский народ». В 1950 году Борису Андрееву присвоили звание народного артиста РСФСР.
Отношение к фильмам изменилось сразу после смерти Сталина. На ХХ съезде КПСС Никита Хрущев назвал фильм «Кубанские казаки» «лакировкой действительности» и постановил снять картину с показа. Ту же судьбу разделила лента «Падение Берлина»: по сюжету Иосиф Сталин единолично командовал советской армией и прибыл в Берлин поздравить бойцов с окончанием войны (чего не было в действительности) — фильм обвинили в мифологизации лидера.

Женитьба на первой встречной: личная жизнь Андреева

Борис Андреев (слева) в роли Харитона Балуна и Петр Алейников в роли Ивана Курского в художественном фильме Леонида Лукова «Большая жизнь» (1939)
Борис Андреев с женой Галиной Андреевой. Фотография: biografii.net
Борис Андреев (слева) в роли Федосеенко в художественном фильме Вадима Ильенко и Игоря Болгарина «Над нами Южный Крест» (1965)
Со своей женой Борис Андреев познакомился в троллейбусе, когда актер вместе с другом Петром Алейниковым ехал со студии. Алейников вспоминал: «Я ему в шутку говорю: «Какая дура за тебя пойдет, за такую глыбу, за лаптя деревенского? Посмотри на себя в зеркало!» Тогда Борис Андреев поспорил с другом, что женится на первой девушке, которая войдет на следующей остановке. Ей оказалась студентка Российской академии музыки имени Гнесиных
Галина. Актер проводил девушку до дома. Вскоре они поженились. Галина Андреева отказалась от занятий пением и посвятила себя семье.

В 1952 году у пары родился сын Борис. Он стал профессором Московского государственного университета культуры и искусств.

«Поток любви, восторга и признания»: известные роли Андреева

Борис Андреев (справа) в роли Ильи Журбина и Николай Сергеев в роли Александра Басманова в художественном фильме Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954)
Борис Андреев в роли Ильи Муромца и Нинель Мышкова в роли Василисы в художественном фильме Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)
Борис Андреев (справа) в роли Вожака и Вячеслав Тихонов в роли Алексея в художественном фильме Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия» (1963)
Борис Андреев говорил: «В СССР, кроме нас с Алейниковым, самым популярным был разве что Чарли Чаплин
»
. В 1950-е актер много снимался в кино: на экраны вышел фильм о спасенном негритенке «Максимка», мелодрама «Судьба Марины», приключенческая картина «Мексиканец». В 1954 году Андреев получил главную роль в «Большой семье» режиссера Иосифа Хейфица
. Киноленту о судьбе трех поколений судостроителей оценили и за рубежом: фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля
в номинации «Лучший ансамбль». Борис Андреев работал на площадке вместе со знаменитыми актерами Сергеем Лукьяновым и Верой Кузнецовой. «Большая семья» стала режиссерским дебютом артиста Алексея Баталова
, который отзывался об Андрееве: «К нему было удивительное доверие у миллионов людей. Появление Андреева на огромном, битком забитом стадионе, где проводилась программа «Товарищ кино», вызывало не просто хлопанье под барабан, это был поток, обвал любви, восторга, признания».
В 1956 году Андреева пригласил на съемки режиссер Александр Птушко
. Он снимал русскую народную сказку
«Илья Муромец». Роль богатыря стала одной из самых важных в творческой карьере Бориса Андреева: по масштабности фильм позже сравнивали только с «Войной и миром»
Бондарчука
. Специально для съемок недалеко от Ялты выстроили деревянные декорации древнего города. Помимо актеров Птушко задействовал 106 тысяч военных и 11 тысяч лошадей. Эти факты вошли в «Новую Книгу рекордов Гиннесса по кино» Патрика Робертсона. «Илья Муромец» стал первым широкоэкранным фильмом в СССР.
Мне кажется, что моя творческая жизнь сложилась очень удачно и интересно, — говорил Андреев. — Я как бы прожил две жизни. Одна — моя личная жизнь, жизнь человека, вторая — жизнь артиста, художника, жизнь в образах, жизнь в чужой жизни, если можно так выразиться.
Борис Андреев, актер
Следующей большой работой Бориса Андреева стал фильм Георгия Данелии
о жизни моряков — «Путь к причалу». В 1961 году артиста сразу утвердили на роль сурового и неразговорчивого боцмана Росомахи. Картину снимали осенью в Мурманске. Специально для знаменитого актера командующий Северным флотом лично выделил адмиральский катер. В одном из эпизодов фильма боцман должен был стоять на берегу и бить ногами по воде. В книге «Безбилетный пассажир» Данелия вспоминал: «В Баренцевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублера. Андреев запротестовал: «Никаких дублеров, Росомаху играю я». Эту сцену снимали на острове Кильдин, и актер, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал варианты. Сняли четырнадцать дублей». Сразу после выхода киноленты в 1962 году Борису Андрееву присвоили звание народного артиста СССР.
В 1963 году Борис Андреев снялся в драме «Оптимистическая трагедия»
Самсона Самсонова о революции
. Актер играл в паре с Вячеславом Тихоновым
. В картине долго не могли снять одну сцену: по сюжету герой Тихонова обвинял персонажа Андреева в предательстве, а затем плевал ему в лицо. Тогда известный артист отвел в сторону и подбодрил партнера: «Да не робей ты! Найди в моей харе что-нибудь противное и туда и плюнь».
Работы у Бориса Андреева было много: он каждый год снимался одновременно в нескольких фильмах. Сын актера вспоминал: «Папа очень быстро уставал, потому что ему приходилось много работать. От колоссального напряжения у него поднималось давление, кровь шла из носа. В перерывах между съемками он плюхался плашмя на диван в павильоне, чтобы хоть немного прийти в себя». У Андреева начались проблемы со здоровьем. Однако меньше работать он не стал: в конце 1960-х годов на экраны вышло пять фильмов с его участием.
В 1971 году Борис Андреев сыграл Джона Сильвера в картине Евгения Фридмана «Остров сокровищ». Затем были главные роли в фильмах «Дети Ванюшина», «Назначаешься внучкой»
, «Первый рейс», «Сапоги всмятку». К 1979 году на счету Бориса Андреева было уже 50 картин.
Последней работой актера стал фильм «Слезы капали» Данелии. Завязку сюжета режиссер позаимствовал у сказки «Снежная королева»: жителю небольшого города в глаз попал кусок волшебного стекла, и с тех пор он везде видел только плохое. Главную роль исполнил Евгений Леонов
, а Борис Андреев сыграл его однополчанина Николая Ваничкина.
Весной 1982 года после съемок актер внезапно почувствовал себя плохо. 24 апреля Борис Андреев скончался. Причиной смерти стало переутомление. Его похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.

Интересные факты

1. Борис Андреев вел тетрадь, куда каждый день записывал афоризмы. Актер называл это «афористическим романом». В книге «Вертикаль. Место встречи изменить нельзя» режиссер Станислав Говорухин
описал вечер в гостях у Андреева. Актер читал отрывки из своего произведения ему и Владимиру Высоцкому
: «Читал он, не педалируя ни одно слово, ровно, даже скучно — словно выполнял неприятную обязанность. <…> Через несколько минут мы уже не смеялись, а только стонали и корчились от душивших нас спазм». Закончить свой «афористический роман» Андреев не успел.
2. В 1940 году Борис Андреев разбил витрину мебельного магазина, чтобы переночевать внутри на выставочной кровати. Он шел с друзьями после ресторана и захотел поспать. Актер Олег Хомяков вспоминал: «До гостиницы еще топать и топать. <…> Вдруг Андреев видит — стоит кровать. Заправлена. На подушках украинская вышивка, на стуле рядом — рушник, тоже расшитый. <…> «Петя, была команда: отбой!» И — к кровати». Однако отдохнуть в магазине удалось недолго: остаток ночи актер провел в отделении милиции.
3. После фильма «Илья Муромец» Борис Андреев дал себе обещание больше никогда не приезжать в Ялту. Во время съемок одного из эпизодов на площадку пришел милиционер. Он немного понаблюдал за процессом и сказал: «Вот ты такой здоровый, Муромца играешь, а на самом деле наверняка слабак. Например, меня побороть не сможешь». Актер предложил померяться силой. Андреев выиграл «поединок»: он схватил милиционера и бросил его в море. Однако на следующий день в местной газете появился фельетон «Распоясавшийся артист». Свое обещание Борис Андреев сдержал.

4. Когда в 1965 году умер актер Петр Алейников, Борис Андреев отдал под погребение свое место на престижном Новодевичьем кладбище. Там хоронили только народных артистов — у Алейникова же звания не было. Тогда Андреев позвонил в Центральный Дом актера и попросил отдать артисту участок земли, зарезервированный для него самого.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна