Валентин Серов

Годы жизни: 19 января 1865 - 05 декабря 1911
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Валентин Серов писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации и выпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись и состоял в совете Третьяковской галереи
. «Девочка с персиками»
, полотна с членами императорской семьи
, афиша с Анной Павловой
и портрет обнаженной Иды Рубинштейн
 — вспоминаем творчество известного русского художника.

«Взмахивал карандашом решительно и смело»

Валентин Серов. Автопортрет. 1880-е. Частное собрание, Германия
Валентин Серов. Осенний вечер в Домотканово (фрагмент). 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Открытое окно. Сирень. 1886. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Валентин Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать Валентина Серова (Бергман) — пианисткой и первой женщиной-композитором в России. Отец будущего художника умер, когда мальчику было шесть лет. Вскоре после его смерти Серов с матерью переехали в Мюнхен. Молодая пианистка была увлечена музыкой и уделяла ребенку не так много времени, однако она рано заметила талант сына к рисунку и отдала его на обучение к немецкому граверу Карлу Кёппингу.
Когда Серову было девять лет, его творческие успехи отметил скульптор Марк Антокольский
. Он посоветовал матери нанять для мальчика педагога из русских художников. Учителем Серова стал молодой Илья Репин
.
Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя — они вместе писали натурщиков и ходили на этюды. В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств
в класс Павла Чистякова
. Молодой художник изучал «чистяковскую систему» строгого построения рисунка и вырабатывал собственные художественные взгляды.
«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени»
Павел Чистяков
Спустя пять лет обучения Валентин Серов бросил академию: он хотел работать самостоятельно. Позднее художник писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного Чистякова».

«Все, чего я добивался, — это свежести»

Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет Марии Симонович. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Летом. Портрет Ольги Серовой. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Девочка с персиками. Портрет Веры Мамонтовой (фрагмент). 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Серов часто гостил в Абрамцеве
 — подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Здесь он написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой — знаменитое полотно «Девочка с персиками». Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца.
«Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров»
Валентин Серов
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Художник давно мечтал написать портрет в саду, где играют солнце и тень листвы. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Работа над полотном шла три месяца. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов в день и при этом — думать о приятном, чтобы сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица. Но девушку это не смущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников
в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришло признание критиков и публики. Живописную манеру художника и смешение жанров — портрета, пейзажа и интерьера — особенно высоко оценили импрессионисты.
В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой — она воспитывалась в семье тетки Серова Аделаиды Симонович. В январе 1889 года Трубникова и Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Молодые супруги вместе съездили в Париж на Всемирную художественную выставку
, затем поселились в Москве. В 1890-е годы художник много работал над заказными портретами и путешествовал по России.

Портретист императорской семьи

Валентин Серов. Император Александр III (фрагмент). 1899. Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии, Копенгаген, Дания
Валентин Серов. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе (фрагмент). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке). 1900-е годы. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В этот период Серов рисовал портреты деятелей искусства — итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо, художников Константина Коровина
, Ильи Репина, Исаака Левитана
, писателя Николая Лескова
и композитора Николая Римского-Корсакова
.
В 1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр III с семьей» — в честь спасения царской семьи
при крушении поезда на станции Борки. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Обычно Серов подолгу трудился над портретами и назначал натурщикам множество сеансов, однако с царем художнику удалось встретиться лишь единожды. Над образом Александра III
Серов работал по фотографии. Эскизные портреты детей царя — 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и 11-летней Ольги — художник рисовал с натуры.
В 1896 году Серов получил право присутствовать на коронации Николая II
в Успенском соборе
 — он написал акварель «Миропомазание Государя Императора». Позже по заказу Николая II Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в дар гвардейскому полку. В подарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая II в тужурке. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил в будни. Спустя годы Константин Коровин писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов

Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева. 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Анна Павлова на афише к балету Фридерика Шопена «Сильфиды» (фрагмент). 1909. Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов
и некоторые другие художники вышли из его состава. В 1898 году появилось новое объединение художников — «Мир искусства», в эту группу вошел и Серов. Он занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства». Лидер объединения Александр Бенуа
вспоминал: «Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки».
В конце XIX века Серов увлекся черно-белым рисунком. Он иллюстрировал басни Крылова
 — изучал повадки волков, лисиц, ворон. Валентин Серов с детства любил животных, они были частыми героями его полотен. Лучшей моделью Серов в шутку называл бульдога, с которым для портрета позировал Феликс Юсупов
 — сын княгини Зинаиды Юсуповой.
После смерти Павла Третьякова
Серова избрали членом совета Третьяковской галереи
 — он оставался им до конца жизни. С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества
 — руководил натурной мастерской. Многие художники, среди которых — Кузьма Петров-Водкин
, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян — считали Серова своим главным учителем и наставником.
«Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму… Смех его был чрезвычайно тонок»
Константин Коровин
В 1910-е годы Валентин Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым
на его Русских сезонах. Он написал портрет Дягилева, афишу балета с воздушной Анной Павловой
и полотно с обнаженной Идой Рубинштейн
. Изображение эпатажной танцовщицы напоминало египетские фрески. Серов восхищался своей натурщицей: «Монументальность есть в каждом ее движении — просто оживший архаический барельеф».
В 1911 году Валентин Серов умер от сердечного приступа. Художника похоронили на Донском кладбище, позднее его тело перенесли на Новодевичье кладбище.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна