Алексей Степанов

Годы жизни: 06 мая 1858 - 05 октября 1923
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Анималист, мастер пейзажа, член Товарищества передвижных художественных выставок
и Союза русских художников, Алексей Степанов уже через несколько лет после окончания Училища живописи, ваяния и зодчества
стал его преподавателем. Он рисовал иллюстрации к произведениям Антона Чехова
и Дмитрия Мамина-Сибиряка, был художественным корреспондентом журнала «Природа и Охота». Еще при жизни Степанова его картины выставляли в Третьяковской галерее
, Институте Карнеги в Нью-Йорке, на Всемирной выставке в Париже.

Студент Московского Училища живописи и ученик передвижника

Алексей Степанов. Приятели (фрагмент). 1881. Частное собрание
Алексей Степанов. Охота (фрагмент). Не позднее 1923. Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина
Алексей Степанов. Охотничьи собаки (фрагмент). 1880-е. Частное собрание
Алексей Степанов родился 6 мая 1858 года в Симферополе
в дворянской семье. Его отец Степан Степанов был офицером и участвовал в Крымской войне — оборонял Севастополь
. Мальчику не исполнилось и года, когда умерла его мать. Спустя пять лет не стало и отца. Его опекуном назначили одного из сослуживцев Степана Степанова, и тот решил забрать мальчика с собой в Москву и устроить в Александринское сиротское малолетнее отделение.
Уже в приюте Алексей Степанов начал рисовать. Вскоре опекун забрал его из дома сирот и отправил на учебу в Первую Московскую Гимназию, а затем и в Константиновский межевой институт — в этих учебных заведениях преподавали черчение и рисование.
В 1879 году Алексей Степанов получил диплом землемера. Устраиваться на работу по профессии он не спешил — хотел продолжить обучение и стать художником. Директор межевого института Александр Апухтин познакомил Степанова с Львом Жемчужниковым, который в то время был секретарем Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Жемчужников предложил молодому человеку поступить туда. Степанов смог сам оплатить учебу — опекун сохранил для будущего художника небольшое наследство, которое ему завещал отец.
С 1880 по 1884 год Степанов был студентом Училища. Его наставником стал один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок Илларион Прянишников, который научил Степанова работать с композицией и цветом. Первыми работами художника стали небольшие бытовые сценки — с их помощью преподаватели объясняли, как более точно отображать на картинах действительность.
В Училище Степанов подружился с Михаилом Нестеровым
, Исааком Левитаном
, братьями Коровиными
. Через студента Николая Чехова он познакомился и начал переписываться с писателем Антоном Чеховым.
«Алексея Степановича Степанова, нашего «Степочку», мы все любили. Да и как было его не любить! Я совершенно уверен, что на всем белом свете не нашлось бы такого свирепого человеконенавистника, который ни с того ни с сего, «здорово живешь», не взлюбил бы Алексея Степановича. Его любили равно за его чудесный нрав, как и за его прекрасное искусство, любили так, как он любил нас, как любил он своих мишек, лошадок, лосей, всех малых и больших зверушек и зверей, коих изображал. Он любил и родной наш пейзаж, любил крестьянский быт и охотничий люд. Все и всё платили ему ласковым вниманием, добрым чувством»
Михаил Нестеров, «Давние дни: воспоминания, очерки, письма»
Алексей Степанов. Охота (фрагмент). 1885. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск, Ставропольский край
Алексей Степанов. По волку с гончими (фрагмент). 1900-е. Тюменский областной музей изобразительных искусств, Тюмень
Алексей Степанов. Лоси (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Степанов участвовал в студенческих выставках, а его полотна выставляли в Школе живописи. Примерно в то же время он начал сотрудничать с журналом русского зоолога Леонида Сабанеева «Природа и Охота», где опубликовал более ста иллюстраций. Он с точностью изображал птиц и зверей, рисовал для издания сценки — «Охота на глухаря», «С гончими на волков», «Казацкая охота на дроф» и другие. Михаил Нестеров вспоминал: «Степанов был лучшим анималистом после Серова
»
.
В 1882 году в Училище живописи, ваяния и зодчества пришел работать Василий Поленов
. Степанов с товарищами посещал его занятия. Поленов преподавал начинающим художникам основы света и тени, объяснял им, как использовать чистые цвета и подбирать для картин сюжеты. Один из воспитанников — живописец Яков Минченков — так писал о нем: «Все свежее, красивое и сильное у молодых художников было главным образом наследием от Поленова. Он был их учителем, отзывчивым на все новое и свежее, что выносила талантливая молодежь».
В 1883 году Степанов начал писать картину «Отец и сын, или Военная беседа», которую посвятил событиям Крымской войны. Работать над полотном ему помогал Илларион Прянишников. В 1884 за эту картину живописец получил большую серебряную медаль Академии Художеств
, а вскоре меценат Павел Третьяков
купил «Отца и сына» для своей галереи. До нашего времени сохранилась только черно-белая фотография полотна — картина утрачена.

«Картина истинно прелестная»: известные работы Алексея Степанова

Алексей Степанов. Гоп! Гоп! (фрагмент). 1888. Частное собрание
Алексей Степанов. Иллюстрация к рассказу Антона Чехова «Каштанка». 1892. Изображение: apchekhov.ru
Алексей Степанов. Журавли летят (фрагмент). 1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1888 году Алексей Степанов впервые принял участие в выставке передвижников — с картиной «Гоп! Гоп!». После выставки художник стал получать много заказов. Писатель Антон Чехов пригласил его проиллюстрировать рассказ «Каштанка».
«Обложка у меня будет белая, и на ней пятном сядет собака. Будет просто, но хорошо. Рисовал художник Степанов, ярый охотник, изучивший собак до тонкостей. Изобразить помесь таксы и дворняжки задача нелегкая, но Степанов, как видите, решил ее блестяще. Поглядите на ноги и на грудь. Придать лисьей морде добродушно-собачье выражение тоже нелегко, но и это сделано»
Антон Чехов, письмо к Алексею Суворину, 1888 год
В том же году Степанова и Левитана пригласили преподавать в Училище изящных искусств Анатолия Гунста — первое в Москве частное учебное художественное заведение. С 1889 года художник начал вести класс анималистики в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В этом же году Степанов вновь участвовал в Передвижной выставке, на этот раз с картиной «Лоси едят сено зимой». Василий Поленов написал о ней: «Интересная, поэтическая и очень оригинальная вещь».
В 1891 году на XIX Передвижной выставке Степанов представил картину «Журавли летят». Художественный критик Владимир Стасов
отозвался о ней как об «истинно прелестной» работе. Спустя несколько месяцев Исаак Левитан и Алексей Степанов стали действительными членами Товарищества передвижников. Раньше они могли лишь выставлять свои полотна, а теперь получили право голосовать и решать, какие картины будут представлены на следующих экспозициях.
В начале 1890-х Степанов рисовал в основном охотничьи сценки, сюжеты мирной сельской жизни, делал иллюстрации. Специально для для книги Дмитрия Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки» художник создал серию акварельных рисунков.
Алексей Степанов. Этюд (фрагмент). 1894. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плес, Ивановская область
Алексей Степанов. Портрет Николая Медынцева (фрагмент). Тверская областная картинная галерея, Тверь
Алексей Степанов. Утренний привет (фрагмент). 1897. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков
В 1894 вместе с семьей купца и коллекционера Николая Медынцева Алексей Степанов отправился в Европу. Он побывал в Италии, Германии и Франции, где познакомился с работами импрессионистов — Клода Моне, Камиля Писсарро и других. Это поездка помогла Степанову развить свой собственный стиль. В нем художник сочетал реалистические методы с импрессионистскими приемами — короткими мазками, обилием светлых тонов.
«Начинавший с реалистического пленэра, Степанов развил его до импрессионизма. Он создал особый тип картины — небольшие по размерам полотна с мотивами деревенской жизни, где свежо и непосредственно представлены домики, лошадки, фигуры людей и лошадки»
Вячеслав Филиппов, искусствовед
В 1895 году Алексей Степанов женился на сестре Медынцева — Людмиле. Вместе супруги часто выезжали в Тверскую губернию, к озеру Удомля: художника вдохновляли живописные пейзажи окрестных сел и деревень.
В 1897 году на на XXV выставке передвижников Степанов представил картину «Утренний привет», на которой изобразил небольшую усадьбу и ее владельца — старика-помещика. Этого персонажа художник нарисовал со своего тестя Николая Медынцева. Публицист Владислав Артемов писал: «Картина написана со свойственной Степанову мягкостью и теплотой, в ней есть та задушевная интонация, по которой можно отличить Степанова от всякого другого художника. <…> Точность в изображении деталей и мелочей здесь тоже почти фотографическая, как и во всех произведениях Степанова». Академия художеств выкупила полотно и отправила в 1900-м году на Всемирную выставку в Париж. Спустя несколько лет, в 1905 году, за «Утренний привет» Степанов получил звание академика.

«Союз русских художников» и работа в Училище

Алексей Степанов. Качели (фрагмент). 1910-е. Частное собрание
Алексей Степанов. Подруги (фрагмент). Не позднее 1923. Тверская областная картинная галерея, Тверь
Алексей Степанов. На водопой (фрагмент). 1916. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
В 1901 году Алексей Степанов вступил в объединение «36 художников». Его члены выступали за свободное участие в выставках всех художников — без голосования, как это было в Товариществе передвижных выставок. Спустя два года другие выпускники Училища живописи, ваяния и зодчества создали Союз русских художников. Алексей Степанов стал одним из учредителей организации. Вместе с Аполлинарием Васнецовым
, Абрамом Архиповым и другими живописцами он подписал коллективное обращение к создателям Товарищества передвижников: Степанов просил исключить его из объединения. В письме жене художник рассказывал, что «товарищество разбивается на несколько кружков», все избегают откровенных бесед, много спорят.
В 1900-х он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Воспитанники любили его за чуткость, мягкость и интересные занятия. Художник показывал студентам, как при помощи простых приемов создавать сложные образы. Его ученик А.П. Панфилов вспоминал: «Мне написал однажды гуся, я этого гуся храню и любуюсь, особенно тем, как тонко брал он тон. У гуся шейка взята совсем почти одним цветом с фоном, все тем же белым, а какая разница».
Степанов брал воспитанников на этюды, учил их работать быстро и аккуратно, прорабатывать детали и композицию набросков. Во время прогулок по городу художник просил учеников запоминать все, что они видят и воссоздавать в студии.
«Все мы знали его, все любили. Ходили мы к нему в мастерскую, класс животных она называлась. Сергей Васильевич Герасимов, Иогансон, Борис Яковлев… И я ходил. И так у него уютно было, так хорошо было»
Художник Павел Корин об Алексее Степанове (по книге Владислава Артемова «Алексей Степанов»)
В 1910-х Алексей Степанов подолгу жил в имении Гарусово в Тверской губернии, писал сцены деревенской жизни, портреты друзей и дочери. Среди его произведений этого периода много набросков и зарисовок, легкой пейзажной живописи, в том числе картины «Зимний пейзаж», «На водопой», «Ранняя весна». В гости к Степановым приходили другие художники, которые жили неподалеку, — Станислав Жуковский и Николай Богданов-Бельский.
В последние годы жизни художник тяжело болел. Он рисовал меньше, но начал изучать работы импрессиониста Эдгара Дега. В 1920 году он создал картину «Grand Opera». По манере она напоминала работы Эдгара Дега и его учеников. Художник использовал похожую технику — крупные мазки, темные цвета.
В 1923 году Алексей Степанов написал свою последнюю картину — «Качели». Ее вместе с другими полотнами популярных в те годы художников советское правительство отправило на Всемирную выставку в Нью-Йорке. Там «Качели» приобрел Институт Карнеги.
Умер Алексей Степанов 5 октября 1923 года. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище Москвы.

Интересные факты

Алексей Степанов. С гончими на охоту. 1900-е. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск, Ставропольский край
Алексей Степанов. Исаак Левитан и Софья Кувшинникова на этюдах (фрагмент). 1887. Изображение: artchive.ru
Алексей Степанов. Стойло (фрагмент). 1910-е. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плес, Ивановская область
1. На занятиях анималистов Степанов учил рисовать животных с натуры. Для этого художник специально приносил в класс зверей и птиц. Один из его воспитанников В.А. Филиппов вспоминал: «Натуру, пернатую или четвероногую модель, доставал обычно сам Степанов, отправляясь за ней иногда куда-то далеко за город, «на кулички».
2. Степанов много охотился. Свою мастерскую он украшал ружьями и кинжалами. Художник писал: «Иногда утку убить, чтобы изжарить ее в печке русской
, я не прочь, даже хорошо, но так охотиться, чтобы непременно десяток уток вокруг пояса нанизать <…> мне кажется лишнее, ненужное занятие. Походить да посмотреть, как тетерева токуют или как солнце поднимается и в лес проникает, увидеть, как лось бежит, волк сытый, взглянув на тебя, лениво свернет в кусты…»
.
3. Степанов вместе с Исааком Левитаном и Софьей Кувшинниковой стали прототипами героев рассказа Антона Чехова «Попрыгунья» — доктора Коростелева, художника Рябовского и самой Попрыгуньи. После публикации рассказа живописец поссорился с писателем.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна